Вот, например, пословица: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Ни для кого не секрет, что пословица эта означает чрезмерное, неуемное рвение в том или ином деле.
Мы же в этой статье расскажем о том, как пытаясь войти в реестр социальных услуг, в очередной раз столкнулись с бюрократической машиной, а читатель пусть сам решит, глядя на приведенную выше пословицу, расшибают чиновники лоб в нашей ситуации или нет.
Пытаясь найти общий язык с чиновниками и со стандартами социальных услуг, мы убрали из заявки на включение в реестр поставщиков социальных услуг почти все социальные услуги, которые мы оказываем, и оставили лишь «Оказание помощи в получении юридических услуг и консультационные услуги».
Следует указать на то, что ранее к нам приезжали специалисты Управления социальной защиты Кировского района г. Екатеринбурга (см. новость об этом http://www.buro-potapenko.ru/news/404/), которые были под большим впечатлением от оказываемых нашей организацией социальных услуг, оценивая положительно нашу работу.
Позднее выяснилось, что оказание социальных услуг, с точки зрения составителей Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг в новой редакции", должно быть формальным (см. статью «Стандарты социальных услуг, или Кому на Руси жить хорошо…» , а то, что люди реально получают помощь, чиновников не интересует.
В связи с тем, что за помощью в нашу организацию обращается много людей, а мы имеем небольшой штат сотрудников, каждый из которых полностью загружен работой и не просиживает время в офисе, а ежеминутно помогает людям, так что для оспаривания требований Стандартов социальных услуг у нас просто не хватает времени.
Юрием Ивановичем Потапенко - директором СОА «Бюро помощи гражданам» было принято решение о подаче повторной заявки, в которую были включены лишь услуги: «Оказание помощи в получении юридических услуг и консультационных услуг».
Согласно тем самым злополучным Стандартам социальных услуг, условиями предоставления социальной услуги, определяющими качество социальной услуги «Оказание помощи в получении юридических услуг», являются следующие:
1. Укомплектованность поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация:
Юрист (юрисконсульт).
Персонал должен иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для соответствующей профессии, специальности.
2. Специальное и табельное техническое оснащение поставщика социальных услуг (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.):
Рабочий кабинет: стол, стул, шкаф для документации, шкаф для одежды, настольная лампа, стул для клиента, компьютерная техника, телефон, копировальный аппарат, принтер.
Расходные материалы: канцелярские товары, расходные материалы для копировального аппарата и принтера.
Все это у нас есть. Условия работы юристов и приема посетителей замечательные. Да и результаты оказания данной услуги отмечены многочисленными благодарностями наших клиентов, которые они пишут в «журнале отзывов». Сами за себя говорят решения судов, которые приняты, благодаря работе юристов нашего Бюро, в пользу бедолаг. И много-много других положительных примеров оказания квалифицированной юридической помощи целевой группе граждан.
Надеясь на благополучный исход, предоставив всю необходимую информацию для наших коллег из соцзащиты, мы с нетерпением ждали включения нас в реестр поставщиков социальных услуг. Но ожидания наши не оправдываются.
Те чиновники, которые не раз видели нашу работу, слышали о достигнутых успехах, смотрели телевизионные передачи о нашей работе, читали наши отчеты и общались с людьми, которые благодарны за оказанную им помощь, но эти же самые чиновники не находят оснований для включения нас в реестр поставщиков социальных услуг.
Но не только это вызывает наше возмущение. Сама проверка наличия у нас условий предоставления социальной услуги безобразна и кощунственна. Посудите сами: приходят к нам и с ходу не отмечают то, что условия для оказания услуги созданы, а рыщут, какие бы недостатки указать:
А почему у вас нет отдельного кабинета для юриста установленной нормы площади, изолированного?
Мы отвечаем: но ведь в Стандартах социальных услуг такого требования нет. Да и клиент приходит не к врачу, где нужно раздеться для осмотра, а к юристу, где нужно просмотреть документы и решить проблему. Специфика наших подопечных такова, что у них нет коммерческих тайн, им не нужно оспаривать многомиллионные сделки, а потому и изолироваться незачем. Им нужна помощь в восстановлении паспорта, или заявление в суд составить, или жалобу на бездействие должностного лица написать и т.д. и т.п.
Да и наш офис можно считать тем самым кабинетом (кто у нас в гостях был, тот знает сам, а кто не был, то приходите и посмотрите своими глазами).
Кроме того, рабочее место юриста оборудовано: есть стол, стул, шкаф для документации, шкаф для одежды, стул для клиента (и не один, т.к. в нам часто приходят семьями, со знакомыми), компьютерная техника, телефон, копировальный аппарат, принтер. А еще ламинатор (чтобы те документы, которые можно и нужно сохранить, покрыть прочной пленкой), система КонсультантПлюс (любую правовую информацию можно легко и быстро найти), факсовый аппарат (позволяет оперативно отправлять запросы и иные документы), доступ в Интернет (можно легко пользоваться теми или иными сервисами, например, Порталом госуслуг, официальными сайтами судов и проч.).
Да и в расходных материалах у наших сотрудников нужды нет: всего в изобилии для работы. Есть и канцелярские товары, и расходные материалы для копировального аппарата и принтера и прочее и прочее.
Спрашивают: А где настольная лампа?
И тут уже вскипает волна возмущения, так и хочется ответить с сарказмом: как так? Без настольной лампы невозможно оказать юридическую помощь? И как же наше Бюро на протяжении почти 20-ти лет без лампы-то людям помогает?! Ведь это нереально, уму непостижимо…
Создается такое впечатление, что я попал в психиатрическую больницу, где мне пытаются навязать ненужную для меня помощь, но, по всей видимости, эти, так называемые специалисты, работают в этом «прекрасном» учреждении и довольно хорошо разбираются в специфике этой работы.
В общем, бюрократическая машина в нашей стране бессмысленная и беспощадная. Мало того, что создали нелепые по своей сути Стандарты социальных услуг, так еще и при проверке соответствия некоммерческой организации этим стандартам проявляют такое рвение, которое было бы впору показывать при оказании услуг социально незащищенным категориям граждан. В общем, разве что «лоб не расшибают».
А мы всегда за то, чтобы работу всех норм и правил проверять на месте, так сказать, «на земле». Поэтому решили провести встречный осмотр исполнения Стандартов социальных услуг в самих государственных и муниципальных учреждениях.
Берем комплексный центр, например, ГАУ "КЦСОН Кировского района г.Екатеринбурга" (они входят в реестр социальных услуг, услуги оказывают), проверяем: в небольшом кабинете сидит три человека сотрудников (несоответствие, т.к. кабинета отдельного, как требуют у нас в некоммерческой организации, нет), настольной лампы тоже нет (несоответствие) и таких примеров великое множество.
Возникают вопросы: так почему с нас требуют исполнения Стандартов, а с госучреждений не требуют?! Чем мы хуже? Почему некоммерческому сектору «ставят палки в колеса» и придумывают дополнительные административные барьеры, вместо того, чтобы помогать?!
Приходится опять напоминать чиновникам и приводить слова Президента РФ в конце 2016 года в послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил о необходимости всесторонней помощи СО НКО. Он поручил правительству совместно с законодательными органами завершить формирование правовой базы деятельности некоммерческих организаций—исполнителей общественно полезных услуг, в частности «установить требования к их компетенции, не нагородив при этом дополнительных бюрократических барьеров».
Наверное, эти вопросы так и останутся без ответа, а у нас появится повод оспаривать в суде неправомерные действия чиновников по предъявлению завышенных и необоснованных требований и по нежеланию включать нашу некоммерческую организацию в реестр поставщиков социальных услуг.