Деятельность Ассоциации

О деятельности Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам"

СОА "Бюро помощи гражданам" была создана как специализированная организация, направленная на оказание социальной и правовой помощи  лицам, находящимся в местах лишения свободы, вернувшимся из мест заключения, лицам без определенного места жительства и иным социально незащищенным категориям граждан.

В настоящее время Ассоциация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации.

На протяжении нескольких лет вырабатывалась общая концепция деятельности нашей организации. Вполне очевидно, что в связи с отсутствием у клиентов Ассоциации крыши над головой, кроме обеспечения их работой, необходимо помочь им в поиске подходящего жилья (хотя бы временного), с которого они смогут начать свое возвращение в нормальную полноценную жизнь. 

 

В настоящее время Ассоциация работает по следующим направлениям:

Из Устава СОА "Бюро помощи гражданам"

3.1. Основными целями деятельности Ассоциации являются защита прав и свобод человека и гражданина.

3.2. Ассоциация осуществляет следующие виды деятельности (предмет):

3.2.1. Оказание социально-трудовых услуг, направленных на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы: содействие трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3.2.2. Предоставление услуг по оказанию социальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также по их социальному сопровождению:

1) содействие в предоставлении жизненно необходимых товаров малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе «О государственной социальной помощи»;

2) содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи;

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

3.2.3. Оказание услуг в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями в качестве дополнительного вида деятельности, создавая для осуществления этой деятельности специализированные структурные образовательные подразделения;

3.2.4. Оказание услуг по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни:

1) работы по профилактике неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения;

2) организация и проведение консультативных, методических, профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекций;

3.2.5. Оказание услуг, направленных на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью: услуги по социальной трудовой реинтеграции лиц, осуществлявших незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, страдавших алкоголизмом;

3.2.6. Оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания, осуществляемые организацией-оператором в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" в части популяризации системы независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания и возможности участия в ней потребителей услуг, вовлечение граждан в независимую оценку;

3.2.7. Предоставление социальных услуг, в установленных законодательством формах и видах социального обслуживания;

3.2.8. Оказание юридической помощи на безвозмездной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения;

3.2.9. Выполнение социально значимых проектов;

3.2.10. Деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

3.2.11. Социальная поддержка и защита граждан;

3.2.12. Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания;

3.2.13. Деятельность в области права;

3.2.14. Деятельность по изучению общественного мнения;

3.2.15. Деятельность по подбору персонала прочая;

3.2.16. Деятельность по уходу с обеспечением проживания, в том числе деятельность временных приютов для бездомных;

3.2.17. Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания, в том числе предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи;

3.2.18. Деятельность общественных организаций;

3.2.19. Оказание информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

3.2.20. Оказание юридической, социальной и иной помощи и социальной поддержки на безвозмездной основе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе лицам без определенного места жительства, лицам, находящимся в местах лишения свободы, лицам, освобожденным из мест лишения свободы, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, женщинам и семьям с детьми и другим социально незащищенным категориям граждан;

3.2.21. Содействие в получении места жительства и трудоустройстве лицам без определенного места жительства и лицам, освобожденным из мест лишения свободы;

3.2.22. Развитие сотрудничества с государственными, общественными, и иными органами, организациями и учреждениями, чья деятельность направлена на оказание помощи социально незащищенным категориям граждан;

3.2.23. Изучение общественного мнения по социальным и правовым вопросам, проведение исследований по проблемам незащищенных категорий граждан и создание рекомендаций по их эффективному решению;

3.2.24. Создание негосударственной системы комплексной реабилитации и социализации лиц без определенного места жительства и лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

3.2.25. Подготовка предложений о внесении изменений в действующее законодательство с целью защиты прав и законных интересов незащищенных категорий граждан, а также подготовка предложений по созданию и реализации комплексных программ и социально значимых проектов, направленных на социальную поддержку граждан. 

 

РАБОТА С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

Как уже было отмечено выше, главным направлением деятельности Ассоциации является работа с гражданами, не имеющими определенного постоянного и даже временного места жительства на территории России. Иными словами, главное направление работы нашей организации – это помощь бездомным гражданам и людям, вышедшим из колоний.
 

Бездомный – это человек, находящийся в состоянии бездомности, то есть человек, не имеющий права собственности на жилое помещение (здание, строение) или права пользования жилым помещением (зданием, строением), которое он мог бы использовать для проживания или пребывания, а также не имеющий регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
 

Бездомные в России сегодня – самая бесправная и несчастная часть населения страны. Сотни и сотни тысяч людей, по самым разным причинам, лишены не только крова, но и заботы о себе в современной России.
Если в дореволюционной России бродяга, странник, скиталец, сколько бы беден и оборван он ни был, пользовался традиционным покровительством и защитой со стороны государства, церкви, общества, а каждый российский город имел приемные дома, то в современной России на бездомного глядят, как на преступника и разносчика заразы, человека десятого сорта, при этом, как правило, окружающие не считают его за человека.

Справедливым будет утверждение, что бездомность является социальной проблемой, имеющей негативные последствия, как для самих бездомных, так и для всего общества в целом. Положение тех, кто лишился жилья в Российской Федерации, ухудшает обязательное требование наличия регистрации по месту проживания, без которых невозможно получение социальных, медицинских, образовательных услуг и гарантированных государством льгот и пенсий.

Такое положение вещей заметно подогревается явной дискриминацией, заложенной в действующем российском законодательстве. В частности, речь идет о многочисленных нарушениях «гарантированных» Конституцией и международными актами, правах и свободах человека и гражданина.

Конституционная норма, которая стала часто упоминаемой и, можно сказать, крылатой фразой современности. Ведь в соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

А все ли граждане равны перед законом?

В настоящее время мы все чаще задумываемся о том, какие права и свободы гарантированы человеку и гражданину. Но забываем о том, что многие люди из тех, кто нас окружает, кто является гражданами нашей страны, но волею судьбы лишены элементарных вещей, например, не имеют регистрации по месту жительства или месту пребывания, не могут реализовать эти права и свободы.

И на минутку представьте, что у этого человека ещё и нет документов (потерял, украли, вовремя не получил, да мало ли случаев бывает в жизни). Все! Это человек выпал из жизни, он отсутствует в правовом поле, он ущемлён в правах: где-то открыто, где-то завуалированно, где-то в силу сложившихся обстоятельств, но факт остается фактом – он «на дне». Только из-за одного социального статуса человека - «бездомный – лицо без определённого места жительства» – уже нарушается конституционное право, закреплённое в ч.1 ст.21 Конституции РФ: Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Вспомните, как называют у нас бездомного человека? В основном, пренебрежительно брезгливо – БОМЖ. Это как клеймо, как ограничитель: ты – не такой как мы.

Но ведь, несмотря ни на что, бездомный остаётся человеком со своими мыслями, мечтами, возможностями, характером.

Вспомните великую русскую классику. В произведении Максима Горького «На дне» верно подмечено:

«…Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит…гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!...»

К сожалению, для государственной машины с выстроенной бюрократической системой и различными бюджетными процессами на первом месте стоит не человек, а его документы. По сути, бумага.

Давайте рассмотрим возможность реализации бездомным или лицом, не имеющим документа, удостоверяющего личность, некоторых конституционно закреплённых прав.

Например, закреплено в статье 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Это право ограничено статьей 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации":  «При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность».

Возникает сложность для бездомного: отсутствие паспорта препятствует подаче заявлений о восстановлении тех или иных документов (например, свидетельства о рождении, документов об образовании). Невозможно подать заявление в суд, так как специалист суда, в первую очередь, будет проверять наличие паспорта; не примут заявление и о признании нуждающимся в жилье и предоставлении жилья и проч.

Или еще, закреплено в статье 37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Ограничения в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации:  «…при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, кроме прочего, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность…».

Сложность для бездомного: отсутствие паспорта делает невозможным заключение трудового договора. На практике, отсутствие регистрации по месту жительства и/или месту пребывания также становится причиной отказа в приеме на работу. Ситуация еще более отягчается наличием у потенциального работника судимости (пусть даже и погашенной).

Следующее неотъемлемое право закреплено в части 1 статье 41 Конституции РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Конкретизировано в статье 94 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": «в системе персонифицированного учета осуществляется обработка следующих персональных данных о лицах, которым оказываются медицинские услуги:

1) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии);

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяющего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица (при наличии);…

 

Сложность для бездомного: при возникновении необходимости в получении медицинской помощи трудность заключается в том, что медицинский работник требует предоставления полиса обязательного медицинского страхования и паспорт. Без предоставления этих документов оказывается только лишь скорая медицинская помощь. Иные виды медицинской помощи становятся недоступными.

 

Таким образом, особенность реализации прав состоит в том, что Конституция РФ закрепляет это право, а подзаконные акты, пусть и ненавязчиво, но ограничивают, дискриминируют бездомного.

Более того, при реализации законодательных норм лицо без определённого места жительства часто сталкивается с, так называемым, «человеческим фактором». То есть подвергается дискриминации со стороны правоприменителя.

Что бы мы ни говорили, о чем бы не спорили, но мы обязаны помочь человеку. 

 

МНЕНИЕ ЮРИСТА

В настоящее время в нашей стране существует социально важная и значимая проблема, суть которой заключается в том, что в государстве не создан реально работающий механизм социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также лиц, которые по тем или иным причинам стали бездомными и оказались на обочине жизни.
Ситуация усложняется тем, что у многих людей из этой категории наших сограждан отсутствуют документы, в том числе, основной документ – паспорт гражданина Российской Федерации.

Современные российские бездомные – это социальная группа, состоящая из людей, различных по своему возрасту, полу, образованию, состоянию здоровья, интеллектуальному уровню, темпераменту, жизненному опыту, взглядам на жизнь, наличию (сохранности) социальных связей, профессиональной подготовке и квалификации, причинам утраты жилья и др.
Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России, однако в настоящее время она не может быть объективно оценена в полной мере. Причиной тому является отсутствие сколько-нибудь внятных статистических данных от общей численности лиц без определенного места жительства (БОМЖ) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.). Органы статистики при переписи населения используют лишь «оседлое» население. Бездомные органами статистики не учитываются. Ведомственные (милицейские, медицинские и т.п.) статистические данные, а также отдельные исследования, проводившиеся как государственными структурами (например, Министерством труда и социального развития Российской Федерации) не дают всеобъемлющей картины российской бездомности, не позволяют в полной мере выявить динамику изменений и тенденции развития проблемы.

Вместе с тем, анализ российского законодательства, а также анализ правовых проблем, с которыми сталкиваются лица БОМЖ, вынуждает с горечью констатировать, что бездомные в современной России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения.

Показательным в этом отношении является тот факт, что в подавляющем большинстве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения практически во всех сферах общественной жизни и человеческой деятельности, бездомные не упоминаются ни как субъект правоотношений, ни как объект заботы государства. Исключение составляют, пожалуй, лишь отдельные нормы, касающиеся уголовного и административного преследования.
Ныне действующее Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.1996г. №670 (ред. от 29.07.2010), не обеспечивает в полной мере решение данной проблемы.

Вместе с тем, количество бездомных в нашей стране не уменьшается, а лишь нарастает. Проблема существует. Не имея паспорта и регистрации по месту жительства, лица без определенного места жительства не могут быть полноправными членами общества.
Они не могут реализовать ряд своих законных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации: права на труд, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на гарантированную судебную защиту прав и свобод и другие.

Так, ч.2 ст.64 Трудового кодекса РФ устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Этой же позиции придерживается и судебная практика, так, в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (с изм.и доп.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения, является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также противоречит части второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.
Данные нормы не работают.

Работодатели избегают заключать трудовой договор с лицом без определенного места жительства, маскируя отказ другими мотивами или прямо указывая, что причиной отказа является отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания.

Конституционное право на социальную защиту от безработицы лицу, не имеющего паспорта и постоянной регистрации по месту жительства, реализовать невозможно.
На основании п.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (с изм.и доп.) "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

П.2 Порядка регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (с изм.и доп.) также указывает, что регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства. И только первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов (п.4 указанного Порядка регистрации безработных граждан). Регистрация в целях поиска подходящей работы уже невозможна, согласно (п.7 указанного Порядка регистрации).

В некоторых случаях, практически невозможно реализовать свое право на пенсионное обеспечение лицу, не имеющему регистрации по месту жительства, и, тем более, не имеющему паспорта.

На основании п.1 ст.24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (с изм.и доп.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. На основании п.1 ст.18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с изм.и доп.) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Документы, необходимые для назначения пенсии, определены в п.2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв.

Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002 N 3488). Среди них документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; документ о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации и иные.
В случае, если указанные документы не будут предоставлены, то в назначении пенсии будет отказано.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь реализовать очень сложно, несмотря на то, что указанное право закреплено в Конституции РФ, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (с изм.и доп.), иных правовых актах.
Это связано с тем, что у людей, в связи с отсутствием подтверждения принадлежности к российскому гражданству (т.е. при отсутствии паспорта гражданина Российской Федерации), возникают трудности с оформлением полисов обязательного медицинского страхования. При отсутствии указанного полиса медицинская организация не оказывает медицинские услуги гражданину бесплатно, т.к. в соответствии с разд. 6 Типовых правил обязательного медицинского страхования, утв. ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и (с изм.и доп.) (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2003 N 5359) при обращении за медицинской помощью гражданин должен предоставить страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования. В случае необходимости получения медицинской помощи застрахованным, не имеющим возможности предъявить страховой медицинский полис, он указывает застраховавшую его страховую медицинскую организацию или обращается за подтверждением в ТФОМС, которые обязаны подтвердить медицинскому учреждению факт страхования и обеспечить застрахованного страховым полисом обязательного медицинского страхования. Но бездомному, даже имеющему паспорт гражданина РФ, но не имеющему регистрации по месту жительства или пребывания, невозможно заключить договор обязательного медицинского страхования, а следовательно, невозможно получить медицинскую помощь.

У бездомного нет жилья, нет и регистрации по месту жительства, он не может реализовать свое право на жилище. Попытка решения проблемы реализации права бездомного на жилище и регистрации по месту пребывания была предпринята путем внесения изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010г. №688 «О внесении изменения в п.24 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» внесены изменения в указанные Правила, п.24 дополнен абзацем следующего содержания:
«Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрации по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания.

Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства».
Внесение изменения такого содержания само по себе имеет важное значение, но на практике не работает и проблемы не решает.
Не поможет наличие регистрации по месту пребывания в учреждении социального обслуживания бездомному и при устройстве на работу по трудовому договору, т.к. работодатель откажет в трудоустройстве по обстоятельствам, которые были указаны выше при характеристике проблемы реализации бездомным права на труд.
Безусловно, закон предусматривает возможность обжалования действий должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе и в суде. Но на практике реализовать защиту своих прав в судебном порядке также невозможно по следующим обстоятельствам.

На основании п.2 ч.2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ в исковом заявлении должны быть указаны наименование истца, его место жительства. В случае отсутствия указанных сведений, суд выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков. В случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами (ст.136 ГПК РФ).
Даже если бездомному каким-то образом удастся написать исковое заявление, наиболее вероятно, что его требования не будут удовлетворены, т.к. отстаивая свои права в суде, истец (или заявитель), не имеющий юридического образования, не сможет полноценно участвовать в процессе и защищать свои права, отстаивая правовую позицию. Для того, чтобы воспользоваться услугами представителя, необходимы немалые деньги, которых у бездомного априори нет.

Таким образом, не имея возможности трудиться, получать помощь от государства, обращаться в суд за защитой своих прав и прочее, данная категория наших сограждан является социальным слоем российского общества, который отражает развитие страны, наличие или отсутствие системы социальной защиты граждан правового государства, является рисковым фактором роста преступности.

К сожалению, нормы действующего законодательства, в том числе и вступившие 22.09.2010г. в законную силу изменения Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, внесенные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010г. №688, касающиеся регистрации по месту пребывания бездомных, не решают самой сути проблемы.

Государством не создана полноценная модель, которая могла бы реально работать и решать указанные выше проблемы.

Наша организация на протяжении почти четырнадцати лет занимается проблемами легализации лиц без определенного места жительства и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
Нами создан реально работающий механизм социальной адаптации указанных категорий граждан, их интеграции в общество, становление их как полноценных членов социума.
Суть указанного механизма в полном объеме основана на действующем российском законодательстве, является простой и действенной и заключается в следующем: пришедшие в нашу организацию люди за помощью, независимо от возраста, мировоззрения и национальности, обеспечиваются жилым помещением в комфортабельном жилом доме, в котором находятся (спальные места, печное отопление, телевизоры, DVD плееры и предметы первой необходимости). Их накормят, дадут возможность отдохнуть и немного прийти в себя после многолетних скитаний. Одним из основных вопросов, который решается в первоочередном порядке - это восстановление документов, а именно паспорта, который по тем или иным причинам утрачен. Далее рассматривается вопрос о регистрации по месту пребывания.
Кроме того, людям предоставляется возможность работать, зарабатывать своим трудом.

Наше Бюро, в соответствии со своими уставными целями, осуществляет оказание помощи лицам без определенного места жительства и лицам, вернувшимся из исправительных учреждений. Заключает договоры с организациями, нуждающимися в людях, которые будут выполнять работы (в основном вспомогательные: перемещение материалов, конструкций, изделий вручную; погрузочно–разгрузочные работы; уборка помещений от строительного мусора и другие виды работ при производстве строительно-монтажных работ, не требующие специальной квалификации).

Кроме того, с указанными категориями граждан заключается гражданско-правовой договор. Оформить трудовые отношения с данными гражданами невозможно по указанным выше причинам. Модель заключаемого нами гражданско-правового договора не предусмотрена в Гражданском кодексе РФ, но не противоречит ему и содержит в себе признаки различных моделей договоров, содержащихся в части второй ГК РФ.

Люди работают, соблюдают условия договора и получают за свой труд, за выполненную работу достойное вознаграждение.
Таким образом, лица БОМЖ и лица, вернувшиеся из исправительных учреждений, получают поддержку и, именно, для них социальная проблема уже решена.
Мы даем человеку «удочку», и у человека появляется желание ловить «рыбу». Это – реальное решение указанной выше социальной проблемы, которое дает положительные результаты.

Проблема социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также людей, которые по тем или иным причинам стали бездомными, существует
не менее остро во многих регионах Российской Федерации.
 

Мы предлагаем широко использовать разработанный нашей организацией правовой механизм решения данной проблемы на территории нашей страны. Создание в регионах, где обозначенная проблема стоит наиболее остро, аналогичных Ассоциаций для оказания помощи социально незащищенным категориям граждан.

Оказывать юридическую, социальную и иную помощь этим людям, предоставлять им возможность осуществлять трудовую деятельность, самостоятельно зарабатывать деньги и содержать себя.

Цель деятельности нашей организации – не поощрять потребительское отношение, а помочь всем, кто попал в беду и в состоянии сам зарабатывать себе «кусок хлеба».

Для реализации данной идеи необходима государственная поддержка, целевое финансирование, поддержка некоммерческих организаций, которые занимаются решением социальной проблемы лиц без определенного места жительства и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Необходимо выделение земельных участков на окраине города для создания социальных городков, где будут установлены быстровозводимые модули, в которых люди будут жить и сами зарабатывать себе на жизнь. При всём этом сегмент рынка труда, занятый иностранной рабочей силой, в том числе представителями стран СНГ и Ближнего Востока, может быть занят гражданами нашей страны.
 

Решение этой проблемы, поможет снизить уровень преступности, в том числе, рецидивной.

Как известно, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации гарантирует всем гражданам России равенство их прав вне зависимости от таких параметров, как пол, раса, национальность, имущественное положение, место жительства и т.д. Вместе с тем, анализ действующего российского законодательства и практических проблем лиц без определенного места жительства помог выявить многочисленные проблемы данной категории лиц, связанные с правовой дискриминацией, закрепленной в законодательных актах Российской Федерации. Подобная дискриминация связана, в первую очередь, с тем, что существующая в Российской Федерации правовая система ставит вопрос реализации гражданами прав, свобод и законных интересов в зависимость от места жительства, а точнее от наличия регистрации по месту жительства (пребывания). Указанные проблемы возникают в различных сферах правового регулирования.

Условно подобные проблемы можно подразделить на две категории:

1. возникающие в связи с отсутствием надлежащего механизма реализации правовых норм в отношении данной категории лиц;

2. возникающие в результате прямой правовой дискриминации.

При этом основная масса проблем правового характера возникает в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Иными словами, бездомные граждане в связи с отсутствием регистрации по месту жительства сталкиваются с многочисленными проявлениями правовой дискриминации при решении проблем жизненного характера. Наиболее типичными можно назвать следующие проявления дискриминации граждан по признаку места жительства, закрепленной в действующем российском законодательстве.

Проблемы с получением документов

Для бездомного получение (восстановление) паспорта – это череда мытарств и унижений. В паспортных столах предпочитают работать с прописанными, хотя обязаны помогать всем гражданам России, независимо от места проживания (приказ МВД России № 554 от 26.07.1999 г.). Государство с одной стороны, обязывает своих граждан иметь паспорт и регистрацию по месту жительства или пребывания, а с другой – не предоставляет бездомному гражданину реальной возможности выполнять эти требования. А без удостоверения личности человек в России – никто.