Обращение к губернатору Свердловской области

23 июня 2012
Не секрет, что в настоящее время из федерального бюджета, а также из областного бюджета выделяется немалое количество денежных средств на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, которые занимаются решением тех или иных социальных проблем.

 

Уважаемый Евгений Владимирович!

Не секрет, что в настоящее время из федерального бюджета, а также из областного бюджета выделяется немалое количество денежных средств на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, которые занимаются решением тех или иных социальных проблем.

Отчасти это обусловлено, во-первых, признанием приоритета развития институтов гражданского общества (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р), во-вторых, изменениями от 05.04.2010г. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми предусмотрена поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Наша организация является социально ориентированной и осуществляет в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп.), а именно:

  • социальная поддержка и защита граждан;
  • оказание юридической помощи на безвозмездной основе гражданам и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе содействие трудоустройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
  • профилактика социально опасных форм поведения граждан: трудоустройство и социализация трудоспособных лиц, освободившихся из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства, что ведет к снижению уровня преступности, в том числе, рецидивной.

Следует отметить, не смотря на то, что изменения в федеральное законодательство уже вступили в законную силу и действуют более двух лет, в нашем регионе Закон «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области» был принят только 25 января 2012 года. Он содержит лишь общие положения о необходимости государственной поддержки некоммерческих организаций.

На основании Закона «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области» принято Постановление Правительства Свердловской области от 27.03.2012г. №309-ПП «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий на финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в 2012-2014 годах».

«09» апреля 2012г. был издан Приказ Минсоцзащиты Свердловской области "О мерах по реализации постановления Правительства Свердловской области от 27.03.2012г. № 309-ПП". Но и этот приказ не определил порядок проведения конкурса.

Таким образом, объявление о проведении конкурса по направлению комплексной реабилитации лиц без определенного места жительства и техническое задание были опубликованы только 14.06.2012г. Очевидно, что этому предшествовал необоснованно длительный процесс создания конечного документа.

После того, как на сайте появилось техническое задание (текст прилагается), у нашей социально ориентированной организации, а также у других общественных организаций возникло много вопросов следующего характера:

 1) для какой организации было составлено техническое задание?

При анализе техзадания (адрес в сети Интернет: http://minszn.midural.ru/activity/328/356) в графе 4 «Значения целевых показателей» указано, что не менее 300 лиц без определенного места жительства, получивших помощь в рамках проекта в условиях круглосуточного пребывания. Следует отметить, что данный показатель завышен в сравнении с показателем, определенным в пп.4 п.14.2. Порядка предоставления из областного бюджета субсидий на финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в 2012-2014 годах. Так, в указанном пункте определен критерий количества лиц, охватываемых в рамках реализации проекта (до 50 человек, от 51 до 100 человек и т.д.)

Таким образом, утвержденное приказом министра соцзащиты населения Свердловской области техзадание не учитывает условия, предусмотренные в Постановлении Правительства Свердловской области от 27.03.2012г. №309-ПП «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий на финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в 2012-2014 годах», и не сможет обеспечить финансовую поддержку организациям, оказывающим помощь меньшему количеству человек.

 2) почему в техническое задание как один из целевых показателей (индикаторов) включено получение помощи в рамках проекта в условиях круглосуточного пребывания 20% (то есть не менее 60 человек) инвалидов и граждан преклонного возраста?

Вместе с тем для поддержки инвалидов, в том числе трудоустройство инвалидов, уже объявлен конкурс и размещен на сайте Минсоцзащиты Свердловской области (адрес в сети Интернет: http://minszn.midural.ru/activity/328/348; http://minszn.midural.ru/activity/328/355)

 3) чем обосновано введение такого индикатора, как создание не менее 40 мест для трудовой реабилитации, организованных на базе объектов социально ориентированной некоммерческой организации?

НП «Бюро…» на протяжении тринадцати лет занимается легализацией и трудоустройством лиц без определенного места жительства и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, не имеющих документов: паспорта, свидетельства ИНН и иных.

Также наша организация и некоторые некоммерческие организации занимаются оказанием реальной помощи социально незащищенным категориям граждан, восстанавливают утраченные документы, предоставляют консультации по правовым вопросам, оказывают психологическую помощь, но не имеют возможности организовывать рабочие места в своей организации. Создание реальных рабочих мест, в некоммерческой организации не предоставляется возможным, т.к. трудоустройство в рамках трудового законодательства лиц без определенного места жительства, не имеющих документов, удостоверяющих личность, не возможно. В соответствии со ст.65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  •  страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

 документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу и др.

Требовать указанные выше документы у бездомного нелогично, а без них заключение трудового договора невозможно. Следовательно, создание рабочих мест в организации для лиц БОМЖ будет являться фикцией и реально не поможет ни одному бездомному.  

Вместе с тем, в техническом задании содержится обязанность предоставления 40 мест на базе объектов организации.

Таким образом, указанный индикатор даже если и будет создан претендентом на получение субсидии, проблемы лиц БОМЖ он решить не сможет.

 4) какой категории людей планируется оказать помощь в рамках проекта?

По данным мониторинга, проведенного НП «Бюро…» от 2000 до 2400 человек без определенного места жительства и занятий находятся в г.Екатеринбурге. Люди приезжают на заработки в крупный город и становятся лицами БОМЖ, попадая в трудную ситуацию, утрачивая документы и социальные связи. Другой причиной является наличие судимости, из-за которой родственники не желают принять обратно в семью оступившегося человека, а сам человек, прожив большую часть жизни в городе, не готов уезжать из города, где, по его мнению, имеется больше перспектив для заработка, поиска нового пути в жизни, он не умеет и психологически не готов работать «на земле», развивать сельское хозяйство.

Это подтверждается и фактами. Созданное и открытое в 2011году в пос. Лебяжье Каменского района областное государственное учреждение «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий», рассчитанный на 75 человек, постоянно пустует. Люди, направленные в центр, долго там не задерживаются и бегут обратно в город.

Таким образом, лица без определенного места жительства не стремятся в отдаленные территории, в сельское хозяйство, т.к. имеют огромное желание оставаться в городе.

Вместе с тем, на этапе «Адаптация» в техзадании указывается содействие в развитии подсобного хозяйства. Это не эффективно. Такая попытка декларативна и не даст желаемого положительного результата по указанной выше причине.

Вот одни из многочисленных вопросов, которые показывают несовершенство техзадания, его направленность на конкретные «прикормленные» организации. В итоге освоения бюджетных денег по предоставленному техзаданию люди, нуждающиеся в помощи, не получат ее, а денежные средства уйдут в небытие.

Нормы о государственной поддержке некоммерческих организаций остаются неработающими. Бюрократия, в ее худшем проявлении, свела к нулю попытки оказать помощь действительно работающим некоммерческим организациям.

Многоступенчатость принятия нормативного акта, который определяет какой организации и сколько денег должно быть выделено, позволяет заинтересованным лицам злоупотреблять с данным положением.

Вместе с тем, основная цель всех законотворческих попыток изменить существующее плачевное положение лиц БОМЖ и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, не эффективна. С учетом того технического задания, которое опубликовано на сайте Минсоцзащиты населения Свердловской области, реально работающие и помогающие людям организации, в том числе и НП «Бюро…», вновь не получат заслуженную государственную поддержку.

В итоге будет только отчет о работе, но реальная работа проведена не будет.

На необходимость поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне НП «Бюро…» указывало ранее. На письмо НП «Бюро…» был получен ответ от 29.02.2012г. №23-5/357 за подписью директора Департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития РФ Блиновой Т.В. В письме указано, что Бюро, являясь социально ориентированной некоммерческой организацией, в целях получения субсидий из бюджета Свердловской области может принять участие в конкурсном отборе, который будет проведен в 2012 году в Свердловской области.

Как видно из приведенного выше анализа техзадания, наша организация реально не сможет принять участие в указанном конкурсном отборе и не сможет получить финансовую поддержку.

Следует отметить, что вопрос поддержки некоммерческих организаций в Свердловской области, а также законность в освоении бюджетных средств, был и остается актуальным.

В 2011 году деньги на поддержку социально ориентированных общественных организаций также были выделены из бюджета Свердловской области, но не дошли до своего прямого адресата.

Обращает на себя внимание следующий документ: Постановление Правительства Свердловской области от 02.11.2011г. №1517-ПП «Об утверждении региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области на 2011год» (текст прилагается).

В соответствии с главой 1 указанной Региональной программы срок реализации программы: 1 января 2011 года – 31 декабря 2011 года; главой 1, 5 указанной Региональной программы общий объем финансирования Программы – 90 мл. 208 тыс. рублей за счет средств областного бюджета Свердловской области (см. листы 2, 4 Региональной программы).

В приложении к региональной программе приведен План мероприятий по реализации региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области на 2011 год, т.е. мероприятия, на финансирование которых потрачены бюджетные деньги.

Наибольший интерес представляют следующие мероприятия:

  • под №7 раздела 1 «Формирование информационного пространства в сети Интернет: 1) создание не менее 2 тематических сайтов (разделов сайтов) по вопросам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; 2) создание общедоступной информационно-справочной системы в сети Интернет, содержащей информацию о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» (см.лист 5)
  • под №8 раздела 1 «Организация работы «Единого социального телефона», позволяющего информировать граждан об услугах некоммерческих организаций и их деятельности»
  • под №11 раздела 2 «Консультирование представителей социально ориентированных некоммерческих организаций об установленном порядке предоставления государственной поддержки».

Информация о результатах проведения указанных мероприятий была проанализирована. В итоге было установлено, что фактически, указанные мероприятия проведены не были, информации об их проведении в свободном доступе не имеется.

После направления нашей организацией письма о нарушении при реализации указанной программы и освоении бюджетных денег был получен ответ от 29.02.2012г. №13-П-113 за подписью заместителя министра социальной защиты населения Свердловской области  Никифорова А.И. (Приложение №4). Ситуация с освоением бюджетных средств так и не прояснилась.

Только после многочисленных телефонных звонков и направления письменных обращений, появления в сети Интернет статьи Михаила Вьюгина под названием «Слышали, последняя мода? Теперь все покупают себе НКО» (текст прилагается, Приложение №5) в апреле, мае 2012 года начались какие-то положительные продвижения в данном направлении, худо-бедно заработал сайт Организационно-методического центра социальной помощи.

Но возникшие ранее вопросы так и не получили ответа:

 1) Региональная программа была рассчитана на период 1 января 2011 года – 31 декабря 2011 года, срок проведения многих мероприятий указан «в течение 2011 года» или «постоянно», но сама программа была утверждена только 02.11.2011г. То есть физически осуществить мероприятия программы в указанные сроки не представляется возможным;

 2) выделено 90мл. 208 тыс. рублей из областного бюджета Свердловской области, с использованием указанных средств должны были быть созданы «не менее 2 тематических сайтов», «общедоступная информационно-справочная система в сети Интернет», но их нет в сети Интернет;

 3) должно осуществляться «консультирование представителей социально ориентированных некоммерческих организаций об установленном порядке предоставления государственной поддержки», но как такового профессионального консультирования, государственной поддержки нет.

Кроме того, на протяжении 2011 года НП «Бюро…» неоднократно обращалось к Губернатору Свердловской области, в Правительство Свердловской области с просьбой предоставить меры государственной поддержки (копия писем №82/11 от 09.06.2011г., №122/11 от 25.112011г., №126/2011 от 06.12.2011г. прилагаются). Ответ на указанные обращения был подготовлен Министерством социальной защиты населения Свердловской области, но о реализации Региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области на 2011год ничего не указано (копия писем-ответов №15-МП-564 от 21.06.2011г., №15-Р-1116 от 26.12.2011г., №13-Р-26 от 18.01.2012г. прилагаются).

Таким образом, вопросы реализации Региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области на 2011год остаются открытыми.

Мы обеспокоены тем, что в 2012 году незащищенные категории граждан вновь останутся без государственной поддержки. Бюджетные деньги будут распределены среди «своих» организаций, но нуждающиеся люди не получат реальной помощи от государства.

На основании изложенного выше просим Вас принять участие в определении целесообразности целевых показателей (индикаторов), содержащихся в техническом задании, утвержденном приказом Минсоцзащиты Свердловской области от 13.06.2012г. №559 «Об утверждении технического задания социально значимого проекта некоммерческих организаций по направлению «Создание негосударственной системы комплексной реабилитации лиц без определенного места жительства, включающей внедрение единой технологии от момента выявления и оказания неотложной помощи до решения вопроса о постоянном жизнеустройстве и ресоциализации в обществе» и не допустить нецелевое использование бюджетных средств, а также распределение указанных денег среди, так называемых, «прикормленных» общественных организаций.

 Приложение:

 1. Приказ Минсоцзащиты Свердловской области от 13.06.2012г. №559 «Об утверждении технического задания социально значимого проекта некоммерческих организаций по направлению «Создание негосударственной системы комплексной реабилитации лиц без определенного места жительства, включающей внедрение единой технологии от момента выявления и оказания неотложной помощи до решения вопроса о постоянном жизнеустройстве и ресоциализации в обществе» - на 7л.

 2. Письмо от 29.02.2012г. №23-5/357 – на 1л.

 3. Постановление Правительства Свердловской области от 02.11.2011г. №1517-ПП «Об утверждении региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области на 2011год» - на 8л.

 4. К/копия письма от 29.02.2012г. №13-П-113 за подписью заместителя министра социальной защиты населения Свердловской области             Никифорова А.И. – на 2л.

 5. Текст статьи Михаила Вьюгина «Слышали, последняя мода? Теперь все покупают себе НКО» - на 2л.

 6. К/копии писем №82/11 от 09.06.2011г., №122/11 от 25.112011г., №126/2011 от 06.12.2011г. - на 6л.

 7. К/копии писем-ответов №15-МП-564 от 21.06.2011г., №15-Р-1116 от 26.12.2011г., №13-Р-26 от 18.01.2012г. – на 3л.

 8. Письма-отзывы о работе НП «Бюро…».

 


Директор НП «Бюро по трудоустройству лиц попавши
в экстремальную жизненную ситуацию»                                                         Ю.И.Потапенко 

← назад