Нехватку социального жилья президент Союза архитекторов России Андрей Боков предложил компенсировать создать отдельные дома для слабо защищенных категорий граждан на территории Большой Москвы. Собственные типовые квартиры или коттеджи стоит разработать для инвалидов, пожилых людей, молодых одиночек, переехавших из других городов, для студентов и прочих. Эксперты посчитали, что сосредоточить социальное жилье на присоединенных территориях будет намного выгоднее, чем строить его в «старой» Москве, но подчеркнули, что планировать кварталы надо так, чтобы они не превратились в гетто – сообщают «Известия». Дома планируется объединить в общие кластеры.
Дома для пожилых людей, инвалидов и других категорий, нуждающихся в тишине и спокойствии, будут строить в удаленной зеленой зоне.
Всего на новых территориях планируется построить дома для 2-2,5 млн. человек.
Боков сообщил, что в столице почти отсутствует жилье для людей, которые нуждаются в социальной реабилитации. «Это алкоголики, бывшие заключенные, — пояснил он. — В аргентинских городах на периферии строятся домики для бывших заключенных, по 7–10 штук, выделенных, но не изолированных в отдельную часть поселения. Москвичам, нуждающимся в реабилитации, также необходимо подобное жилье, где они могли бы заниматься трудотерапией».
Член Общественной палаты РФ, председатель попечительского совета Благотворительного фонда Дианы Гурцкой помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца» Диана Гурцкая прокомментировала Пресс-службе инициативу Московских архитекторов, высказав опасения, что кварталы с социальным жильем могут превратиться в резервации:
«Президент Аргентины Кристина Кушнир в числе приоритетов своей деятельности называет ликвидацию трущоб, так называемых вилла мизерия. Они не столь знамениты, как фавелы Рио-де-Жанейро, но не менее ужасны и позорны для современного государства. Нам же это предлагается в качестве "передового зарубежного опыта".
Предложение абсурдно, ужасно и категорически неприемлемо. Если же говорить о престарелых и инвалидах, то надо не резервации формировать, а адаптировать город к повседневным нуждам людей, имеющих физические ограничения по здоровью».
Член Общественной палаты РФ, председатель Президиума Общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» Мария Каннабих не разделяет опасений своей коллеги, о чем и рассказала «Трибуне Общественной Палаты»:
— По-моему это утопия, особенно в части переселения бывших заключенных в район Большой Москвы. Может быть, инвалидам это как-то и улучшит жилищные условия — они будут жить рядом с природой. Студентам могут построить общежития на новых территориях — это тоже возможно. Но я не думаю, что бывшим заключенным дадут квартиры. Во-первых, о каких категориях заключенных идет речь, во-вторых, по какому принципу будут определять — кому дать квартиру, а кому нет. У нас ежегодно освобождается 250 тысяч заключенных.
У нас и без бывших заключенных не хватает жилья тем, кто стоит на очереди — это ветераны, многодетные семьи, те, кому нужно улучшить жилищные условия.
Я положительно отношусь к идее о том, что в перспективе будут строиться реабилитационные центры для бывших заключенных по аргентинскому или по норвежскому образцам.
В Норвегии реабилитационные центры для бывших заключенных состоят из пяти шести домов, заключенные там живут, им помогают ресоциализироваться, найти работу, оказывают необходимую медицинскую помощь.
В России очень мало, но, тем не менее, есть реабилитационные центры для заключенных, я сама создала несколько центров, в том числе и в Москве. И эти центры не тормозят социализацию заключенных и возвращение их в нормальное общество, а наоборот подталкивают и помогают им вернуться в социум. Заключенные поддерживают друг друга, у них схожие проблемы, они сопереживают; мы помогаем им найти работу, пройти консультации у психологов и юристов, мы устраиваем тематические вечера, заново обучаем общаться с родственниками, с детьми. За годы заключения люди привыкают к коллективу, переживать сложности им легче в коллективе. Конечно, есть и те, которым не нужна реабилитация, но основная масса заключенных, это все-таки одинокие люди, часто с проблемами со здоровьем.
Я думаю, что если будет создан такой «квартал» или двор, где будут жить заключенные, общество примет этих людей, не подвергнет их остракизму. Конечно, сейчас не очень хорошее отношение к тем людям, которые прошли заключение. Но российский народ милосерден, испокон веков, бывших заключенных в народе называли «несчастными»; несколько веков назад государство не тратило денег на содержание заключенных — их кормило то поселение, рядом с которым находилась тюрьма. А уж традиция в праздники (Рождество, Пасху) приносить заключенным куличи, яйца, всякие вкусные блюда, говорит о том, что народ у нас милосердный и добрый, и если бывшие заключенные ведут себя достойно и неагрессивно, то их, в конце концов, примут.