Информация о том, на что тратят деньги некоммерческие организации, должна доходить до широкой аудитории, чтобы их не считали карманными и кремлевскими, заявил сегодня Дмитрий Медведев. Президент провел встречу с представителями структур и фондов, которые финансируются за счет государственных грантов и обозначил для них главные направления. Это защита детей от насилия, поддержка талантов и гармонизация межнациональных отношений.
Какую роль в решении задач НКО может, по мнению президента, играть Интернет? Об этом — корреспондент НТВ Сергей Морозов.
Каждый год гранты, выделяемые Российской Федерацией, распределяются через 5–6 крупных компаний-операторов. Список их практически не меняется из года в год. п вот сегодня Дмитрий Медведев встретился с руководителями этих организаций, а также с лидерами региональных центров, через которые поступает помощь.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «В этом году в соответствии с моим распоряжением некоммерческие организации получат из федерального бюджета более миллиарда рублей. Деньги немаленькие, хотя и не фантастические. Понятно, что всегда, когда деньги выделяются из государственного бюджета, мы рассчитываем на то, что частично финансирование придет и за счет внебюджетных источников.
Кроме того, впервые выделяются государственные средства для организаций, получивших статус социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 900 миллионов рублей».
Президент предложил некоммерческим организациям сконцентрироваться на следующих направлениях. Первое — защита детей, в частности, насилие в отношении детей. Второе — поддержка молодежного творчества, а третье — гармонизация национальных отношений.
Первой выступала Ксения Костина, которая возглавляет один из крупных фондов-распределителей. Она рассказал, что почти половина бюджета за прошлый год была истрачена на поддержку молодых ученых. В частности, им помогали оформить патенты или начать венчурные предприятия. Такое направление деятельности Дмитрий Медведев поддержал. Он также сказал, что надо побольше рассказывать людям о том, на что собственно тратятся государственные деньги.
Дмитрий Медведев: «Зачастую, ну, во всяком случае, иногда бывает, что формируется представление о том, кто и как получает эти самые государственные гранты. Возникает представление о том, что это какие-то карманные кремлевские неправительственные организации, которые неизвестно куда их потом тратят и так далее. п то, что вы рассказываете и показываете, говорит о том, что это вполне приземленные, абсолютно правильные, гуманные направления, куда собственно и должны тратиться такие деньги».
Потом слово взяла Ирина Рондик из Кузбасса. Она рассказала, какие изобретения местных ученых получили государственные гранты. Это также изобретения новых топливных гранул, которые изготавливаются из отходов животноводства и деревообработки.
Дмитрий Медведев спросил, сколько же получили эти ученые за свои изобретения? п ответ был — по 40 тысяч рублей. Скромно, отметил президент. Да, но и гранты были скромные, ответила Ирина Рондик. Она попросила президента помочь с информационным обеспечением этих проектов через средства массовой информации. Здесь Дмитрий Медведев не согласился.
Дмитрий Медведев: «А что, Интернета мало для того, чтобы рассказать об этом? Значит, мне кажется, нужно просто сайты открывать, рассказывать о том, что сделано, объявления публиковать».
Ирина Рондик, председатель совета Кемеровской региональной общественной организации: «Дмитрий Анатольевич, мы провели исследования в Сибири, готовя доклад о состоянии гражданского общества. п могу вам сказать, что 70 % населения пока смотрят телевидение и читают средства массовой информации, а не Интернет».
Дмитрий Медведев: «Во-первых, в Интернете тоже есть средства массовой информации, официально зарегистрированные. Во-вторых, вы ориентируетесь на аудиторию тех, кто на 95 % должен торчать в Интернете, а не смотреть электронные средства массовой информации. п, наконец, в-третьих, в принципе я не против, конечно. Но я считаю, что это должно происходить не за счет государственных ресурсов, а за счет каких-то частных сборов, потому что иначе, если под это создавать государственную программу, мы лишим денег тех, кто реально нуждается в помощи и поддержке, тратя их на соответствующие информационные программы. Я думаю, что это должно делаться как минимум на принципах софинансирования».
Выступить сегодня дали и Владимиру Носову, который возглавляет Национальный благотворительный фонд — один из крупнейших получателей государственных грантов, и он сказал, как помощь в прошлом году распределялась между беднейшими семьями России. Здесь в принципе этот механизм действовал через местные администрации. Дмитрий Медведев попросил уточнить, как именно, но более точного ответа не получил. Владимир Носов заявил, что помощь оказывалась только проверенным людям, а не каким-либо бомжам. п вот здесь вот Дмитрий Медведев возразил.
Дмитрий Медведев: «Ну, строго говоря, иногда и бомжам надо помогать. Это тоже наши граждане. Они, конечно, выглядят иногда непривлекательно. Но тем не менее, это люди, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, и это вообще-то обязанность и государства — за ними следить, и неправительственных организаций — им оказывать поддержку».
Обсуждение продолжилось уже в закрытом режиме. Вероятно, Дмитрий Медведев услышал и о том, как реализуются проекты в сфере гармонизации национальных отношений. Он также хотел услышать от выступающих какие-то предложения по совершенствованию законодательства.