Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Проведение конкурса проектов некоммерческих неправительственных организаций НКО-2011 в очередной раз показывает отсутствие надлежащей правовой регламентации и открытого и прозрачного использования бюджетных средств, выделенных Президентом РФ для поддержки некоммерческих организаций.
На явные нарушения при распределении указанных денежных средств неоднократно указывали и участники конкурса, и сторонние наблюдатели. Вместе с тем, остается без внимания ряд явных нарушений при проведении конкурса НКО, которые повторяются ежегодно и вызывают объективно обусловленное недовольство общественности. Среди указанных нарушений могут быть выделены следующие:
1) нарушен принцип гласности при распределении бюджетных средств. Нет информации о критериях, в соответствии с которыми определялись победители конкурса НКО-2011. Сведения о победителях являются закрытыми, информации об организациях-победителях, об их деятельности в свободном доступе не имеется, информации о достигнутых результатах при использовании грантов также нет.
Не обеспечена прозрачность и открытость использования бюджетных средств, что в свою очередь, может послужить причиной возникновения коррупционной составляющей в распределении бюджетных средств;
2) не обеспечена квота регионов при распределении средств грантодателя. На протяжении нескольких лет, в т.ч. в 2009, 2010 гг., при проведении конкурса НКО значительная часть денежных средств выделяется организациям, расположенным в Центральном федеральном округе, а именно, в Москве и Московской области.
Так, у оператора МПОО «Сопротивление» в 2011г. из выделенных 160 000 000 (100%) рублей, 94 553268 (59,1%) рублей выделено на 32 проекта некоммерческим неправительственным организациям, находящимся в Москве и Московской области, и лишь 57 819 732 (36,1%) рублей выделено на 49 проектов организациям из других регионов РФ.
3) среди победителей в конкурсе НКО-2011 находится большое количество организаций, которые ранее уже становились победителями и получили огромные денежные средства на реализацию аналогичных проектов (сравнительная таблица проектов организаций, повторно признанных победителями конкурса НКО-2011 и получающих гранты в 2011 году у оператора МПОО «Сопротивление» - приложение №2).
Так, некоммерческая организация «Российский фонд свободных выборов» с заявкой Общественная «Горячая линия» связи с избирателями» в 2010г. получила по результатам конкурса НКО-2010 грант в размере 8 000 000 руб. Эта же организация по результатам конкурса НКО-2011 с аналогичной заявкой «Сеть общественной «горячей линии» связи с избирателями в период федеральных избирательных кампаний 2011-2012 годов» вновь получила грант в размере 8 000 000 руб.
Большое количество организаций получило повторно гранты в 2011г. за полностью аналогичные с 2010 годом проекты. Среди указанных организаций имеются следующие:
- региональная общественная организация содействия повышению уровня безопасности граждан и общества «Гражданская безопасность» (сумма гранта – 2 000 000 руб.);
- межрегиональная неполитическая общетсвенная организация «Миротворческая миссия имени Генерала Лебедя» (сумма гранта – 5 000 000 руб.);
- Общероссийский профсоюз работников торговли и услуг и др.
Таким образом, выделение грантов повторно организациям, ранее уже признанным победителями, умаляет право иных некоммерческих организаций на государственную поддержку.
4) нарушены нормы Гражданского кодекса РФ, содержащие нормативно-правовое регулирование выделения государственных грантов, в том числе не определены критерии и порядок оценки проектов участников конкурса.
Указанные нарушения подтверждаются следующим:
при проведении открытого Конкурса по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов в 2011 году ни Межрегиональной правозащитной общественной организацией «Сопротивление» (далее по тексту – МПОО «Сопротивление»), ни Общероссийским общественным фондом «Национальный благотворительный фонд» (далее по тексту – ООФ «Национальный благотворительный фонд») не были указаны критерии, в соответствии с которыми осуществляется оценка предоставленных участниками конкурса проектов. Более того, при объявлении победителей не указаны критерии, по которым установлены победители, а также не указаны причины, по которым другие участники конкурса не стали победителями и не получили гранта.
Считаем, что во время проведения конкурса были нарушены нормы действующего законодательства и возникли нарушения при распределении денежных средств операторами конкурса в г. Москве.
Распределение бюджетных средств, проведение конкурсов и выдача грантов регулируется и иными нормативно-правовыми актами, в т.ч. Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.
В результате анализа данных, размещенных на сайте МПОО «Сопротивление», составлены диаграммы, отражающие соотношение поступивших и выигранных проектов по результатам конкурса, итоги распределения грантов и среднюю стоимость проекта (конкурс НКО-2011г., оператор МПОО «Сопротивление»). Из представленных в диаграмме сведений можно сделать вывод о том, что нарушен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленный в ст. 38 БК РФ.
Одно из нарушений выражено в том, что не существует порядок проведения конкурса, утвержденный соответствующим образом и определяющий правила проведения конкурса, регулирующий процедуру заседания конкурсной комиссии, участие независимых экспертов, подведение итогов конкурса, нет критериев, в соответствии с которыми определяются победители конкурса.
Таким образом, операторами конкурса нарушены положения ч.4 ст.29 Конституции РФ, в части реализации права свободно получать информацию любым законным способом.
Кроме того, правовым механизмом выделения государственных грантов является конкурс, который организуется уполномоченным органом. Порядок проведения конкурсов определен ст.ст. 1057 – 1061 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст.1057 ГК РФ (часть вторая) лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.
П.4 ст. 1057 ГК РФ предусматривает, что объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Следовательно, критерии, по которым определяется победитель, должны быть указаны в конкурсной документации. Вместе с тем, критерии для оценки конкурсных заявок операторами конкурса (в т.ч. МПОО «Сопротивление» и ООФ «Национальный благотворительный фонд») определены не были.
Таким образом, операторами не соблюдены основные положения по обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Оператор конкурса, объявивший публичный конкурс, в нарушение требований п.4 ст.1057 ГК РФ, в извещении о проведении открытого конкурса не указал критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений, т.е. не указал критерии, в соответствии с которыми оцениваются представленные на конкурс заявки и определяются победители конкурса НКО-2011.
Следует отметить, что подобные нарушения при проведении конкурса НКО были допущены и ранее.
Сведения о многих грантополучателях – победителях конкурса НКО-2010 являются закрытыми, информации о деятельности, в т.ч. в социальной сфере, не имеется, также нет информации о достигнутых результатах в связи с использованием денежных средств, полученных в результате конкурса НКО.
Таким образом, очевидно нарушение операторами конкурса (в т.ч. МПОО «Сопротивление» и ООФ «Национальный благотворительный фонд») норм действующего законодательства при проведении конкурса НКО-2010г.
Вместе с тем о недопущении нарушения норм действующего законодательства о проведении конкурсов, результатом которых является предоставление денежных средств некоммерческим неправительственным организациям, указывает и Глава государства. Так, Президент РФ в послании Федеральному собранию РФ 2010г. указывает, кроме прочего, следующее:
«…участие некоммерческих организаций может сделать социальные услуги более предметными и адресными, и, что крайне важно, снизит уровень коррупции в госаппарате.
Федеральным ведомствам необходимо разработать четкую и прозрачную систему отбора НКО для выполнения таких функций».
Указывая на проблему коррупции, Президент РФ ставит задачу борьбы с коррупцией и недопустимость нецелевого расходования бюджетных средств. Президент РФ говорит, что «по самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей».
Кроме того, «08» апреля 2011г. Президент РФ во время деловой встречи (трансляция проведена телеканалом НТВ) указал, что необходимо «больше рассказывать людям о том, на что собственно тратятся государственные деньги»…
До настоящего времени открытость при проведении конкурса НКО не обеспечена: операторами конкурса при проведении конкурса НКО-2011 не установлены критерии для определения победителей, нет информации о победителях НКО-2010 и реализованных ими проектах, и т.д.
Таким образом, установленная в Распоряжении Президента РФ №127-рп от 02.03.2011г. «Об обеспечении в 2011 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» цель государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Росси не достигнута. Фактически, государственную поддержку получают только организации, находящиеся в Москве и Московской области.
На основании изложенного выше, в связи с наличием явных нарушений норм действующего законодательства при проведении конкурса НКО-2011, просим Вас дать указание соответствующим органам о проверке информации, приведенной в настоящем обращении.
«02» сентября 2011г.
Директор НП «Бюро по трудоустройству лиц
попавших в экстремальную жизненную ситуацию» /Ю.И. Потапенко/
ИТОГИ 2011 года
Распоряжением Президента Российской Федерации
от 02 марта 2011 года № 127-рп
Организации-операторы средств господдержки ННО:
1. Региональная общественная организация «Институт проблем гражданского общества»
Конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям на реализацию проектов в сфере образования, искусства, культуры и общественной дипломатии.(сумма – 160 000 000)
Всего поступило -616проектов
Москва, Московская обл. | Регионы РФ | |
ПОСТУПИЛО ПРОЕКТОВ | 154 | 462 |
ВЫИГРАЛО ПРОЕКТОВ | 37 | 70 |
СУММА НА ПРОЕКТЫ | 83 835 800 руб. | 65 056 900 руб. |
СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ 1 ПРОЕКТА | 2 265 832 руб. | 929 384 руб. |
НЕ РАСПРЕДЕЛЕНО – 11 107 300 рублей
Процентное соотношение выделенных и распределенных денежных средств:
- Москва, Московская обл. – 59,3%
- Регионы РФ -40,7%
2. Автономная некоммерческая организация «Институт общественного проектирования»
Конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям на реализацию проектов в сфере социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества. (сумма – 60 000 000)
Всего поступило – 302проекта
Победителями стали – 43 проекта на общую сумму – 54 600 000 руб.
3. Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд»
Конкурс по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям на реализацию проектов в сфере поддержки и социальном обслуживании малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, охраны здоровья населения и окружающей среды. (сумма – 240 000 000)
Всего поступило - 1124проекта
Москва, Московская обл.
Регионы РФ
ПОСТУПИЛО ПРОзКТОВ
263
861
ВЫИГРАЛО ПРОЕКТОВ
67
113
СУММА НА ПРОЕКТЫ