Помочь обездоленному. Поддержать ближнего, оставшегося без крова, без документов, без средств к существованию... Многие ли готовы на добровольные душевные и материальные вложения в чужого человека, не факт, что несправедливо обделённого судьбой, вполне вероятно – ставшего жертвой собственных ошибок и слабостей? Не так всё замечательно, как хотелось бы. Не так всё плохо, как скептикам кажется.
В Свердловской области, как и в других регионах, проблемами нуждающихся в социальной защите граждан целенаправленно занимаются государственные структуры нескольких министерств и ведомств, десятки общественных и религиозных организаций, а также частных лиц, стремящихся оказать посильное содействие бездомным, неимущим, утратившим по различным причинам правовой статус согражданам. Желающих помочь предостаточно. Существенно разнятся их методы и практические возможности, но главное – отношение к «лицу, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации». Одни видят в нём безвольно-безнадёжную жертву обстоятельств, которую – и тяжкий крест, и вечная обуза – суждено содержать на скромном пайке милосердия сколько придётся и насколько удастся. Другие стремятся вернуть человека в строй действительных членов общества, наделённых конституционными правами и обязанностями, а также реальными шансами на «самоопределение». При этом как подающие сирому-убогому руку, так и дающие ему в руку искренне полагают, что способствуют социальной реабилитации и адаптации подопечного. Поверяемый практикой спор о том, какой из подходов в большей мере позволяет решать стоящие перед соц.защитным воинством и ополчением задачи, продолжается. Мудрая притча о рыбаке (с удочкой) и рыбке (на блюдечке), как ни странно, по сей день не имеет единого толкования.
Логично было бы предположить, что наиболее полезно и всеохватно должны работать в заданном направлении специальные подразделения государственных структур – КЦСОНы. Однако выделяемые в помощь нуждающимся бюджетные средства используются по малоэффективному принципу «государственной милостыни» на продовольственные наборы, средства гигиены, разовые льготные услуги, на оплату временного проживания бездомных в социальных гостиницах (49 койко-мест на без малого три тысячи претендентов), в небольших размерах - на оформление утраченных гражданами документов. Крайне не достаточны и меры «безденежной», в частности правовой поддержки, содействие в трудоустройстве, организации медобслуживания.
Реально помочь с надёжной крышей над головой или хотя бы с постановкой в очередь на жильё органы социальной политики не могут тоже – не предусмотрен законом социальный наём для граждан без постоянной регистрации. А пуще того непонятно, как вообще сотрудники Минсоцполитики снисходят до общения с бомжами, беспаспортными и прочими правоущербными гражданами после вступления в силу областного постановления об установлении перечня независимых причин, только при наличии которых малоимущие имеют право на государственную социальную помощь. Чтобы соответствовать требованиям этого документа, надо ещё дорасти до бедолаги с жильём, статусом безработного или пенсией, в крайнем случае - с кучей малолетних детишек, в самом крайнем – с беременностью свыше 22 недель. Не удивительно, что официальная соцзащита весьма приязненно относится к соцзащите общественной, неизменно норовя курировать и контролировать её работу, а также улучшать достижениями миссионеров собственные показатели. Если ведомых-наставляемых устраивает протекторат «старшего брата» от министерства, будет им почёт, уважение и некоторая грантовая поддержка по министерской же милости. Если же благотворители-«любители» проявляют самостоятельность, смеют отклоняться от генеральной линии, профессионалы социальной политики им этого не простят: в лучшем случае перестанут здороваться, в худшем – попробуют распрощаться.
В том, что «люди добрые», к одному, казалось бы, рыцарскому ордену принадлежащие, не одним миром мазаны и мирно сотрудничать не готовы, мы, каменские правозащитники Игорь Дегтянников, Пётр Сапунов и приглашённый в числе журналистов автор этих строк, убедились в ходе рабочей встречи соратников в конце прошлого года в Екатеринбурге.
Инициатива проведения «круглого стола», посвящённого вопросам развития системы комплексной реабилитации лиц без определённого места жительства, принадлежала НП «Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию». Руководитель бюро Юрий Потапенко и его коллеги совершенно чётко представляли себе, о чём должна пойти речь, готовы были обменяться опытом с коллегами, поспорить, посоветоваться на заданную тему. «В теме» были и принявшие участие в заседании специалисты аппарата Уполномоченного по правам человека, УФМС, ГУФСИН, профильных отделов администрации Екатеринбурга, Екатеринбургской епархии, представитель депутатского корпуса Областной думы. Делегаты от общественных организаций и комплексных Центров социального обслуживания населения предстали, главным образом, в качестве слушателей, способных поддержать и дополнить «говорящих» лидеров. Как и следовало ожидать, таковыми для ведомственных и «подведомственных» благотворителей стали руководители отдела технологий социального обслуживания Министерства социальной политики Свердловской области, благодаря которым у «круглого стола» появились острые углы. Сначала госслужащие вальяжно явились с группой поддержки из скандалёзных «державников» - членов общественной организации на базе казачьего хутора в Среднеуральске, (которые вообще не были приглашены). Затем, обидевшись на строгость регламента, объявили о своём уходе вместе с незваной свитой. Наконец, позволили себя уговорить, вернулись и, не слишком интересуясь повесткой дня, принялись поучать общественников, как надо работать с «контингентом», осваивая инновационные технологии, применяя общественный мониторинг, а главное – успешно вписываясь в реестр НКО по заданной свыше специализации.
Наверное, бодрая риторика и пафосная декламация говорливых чиновников от Мин.соц. политики могли бы произвести впечатление на неискушённую аудиторию, которой невдомёк, что обширная сеть приютов и интернатов для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, - это всего лишь 70 пунктов временного пребывания бездомных (большей частью негосударственных и скверно благоустроенных) всего лишь на 700 коек. 27 жилых модулей купейного типа на 4 человека каждый в Екатеринбурге погоды не делают, как и специализированные стационары соцзащиты в Сухом Логе или Лебяжьем. Более того, обитатели этих «домов призрения», за исключением паразитически настроенных, вовсе не «держатся за место» из-за скудости довольствия и отсутствия альтернативы самообеспечения.
И методы «добродетельной» казачьей «Державы», содержащей до 80 отверженных в помещениях барачного типа, предлагающей им неквалифицированную работу за харчи на благо общины и требующей обязательного воцерковления, вызывают большое сомнение и отдают своего рода сектантством.
Вообще демагогично в серьёзном разговоре о проблемах реабилитации дееспособных граждан приводить в пример подвижнический опыт основателя и попечителя православных приютов о. Алексея (Новожилова) в Каменске-Уральском и Каменском районе (с. Кислово), в стенах которых содержится около 60 больных и немощных бомжей. Допустимо, нравственно ли говорить о комплексной реабилитации практически пациентов хосписа? «Технологи» из министерства делают это без малейших колебаний, на подъёме, прекрасно, кстати, зная, что приюты о. Алексея как жили, так и живут на пожертвования спонсоров и добросердечных прихожан, а имеющихся средств не хватает ни на еду, ни на одежду, ни на средства гигиены и медикаменты. Что на объектах скорби и недуга нет закреплённого врача, и волонтёров на неблагодарную работу по уходу за лежачими больными не дождёшься, и всего один соцработник – необыкновенная, замечательная женщина Наталья Геннадьевна Мозжерина – разрывается на две территории.
А приюты уже, по сути, и не православные – нет поддержки от епархии. Отданы они под крыло региональной ОО «Детское сердечко», только, похоже, чисто номинально. А от исполнительной власти не просто нет поддержки – не мытьём, так катаньем выживает она батюшку с окормляемыми инвалидами из городского помещения. Подключает контролирующие-инспектирующие органы. Недавно неблагополучный приют попал под репрессии МЧС.
Не позавидуешь богадельне, только это – повторимся – другая история.
В деле спасения жертв трудных жизненных ситуаций историю творят другие подвижники. Как раз те, что не смотрят в рот руководству Системы и не хотят участвовать в реализации навязанных чисто расходных технологий. Таких немного.
Выступление Юрия Потапенко и его коллег на заседании «круглого стола» было немногословным и убедительным, впечатляющие цифры и фотофакты сопроводительного комментария дополнили сказанное. Завершая дискуссию, участники встречи, казалось, единодушно дадут высокую оценку «трудотерапии Потапенко», но не все на это решились. Многие открылись в неофициальной обстановке, во время предусмотренной повесткой дня поездки в общежитие реабилитантов на улице Педагогической, выразив своё восхищение условиями, созданными для отдыха и проживания граждан, атмосферой дружеского взаимопонимания людей далеко не мирного – по их же рассказам о «прошлой жизни» - нрава.
А нам запомнилось недолгое чаепитие в опрятной, оснащённой современной бытовой техникой – и «одомашненной» трогательными самошвейными занавесочками кухне.
Юрий Иванович, гроза и кумир как кухарящих хозяюшек, так и не вернувшихся на тот момент с работы мужчин, прихлёбывая из видавшей виды кружки, рассказывал о том, что остаётся недостижимым для большинства его последователей и вызывает досаду оппонентов:
- … Их здесь 84 человека, мужики – на первом этаже, женщины – на втором. Они свободные люди, имеют как общие, так и личные интересы, друг с другом считаются, коллектив уважают. Встречаются, общаются, вместе питаются и отдыхают. Запрета на курение нет: если курит человек с детства, зачем его мучить? А вот на спиртное и наркотики – табу. Кто проштрафится, пощады не будет. А здесь внутри – красота, но фасады видели какие страшные? Хотя в хозяйственном ведении, средств на ремонт нет, надо выбивать. Только не жалуют нас областные власти. Президентские и муниципальные гранты получаем, иностранные – тоже, не за красивые глаза, это – признание.
И впрямь, думаю, нет пророка в своём отечестве. Точнее – на малой родине. Всероссийский успех Потапенко заслужил давно, а в минувшем году подтвердил, став номинантом конкурса на присвоение национальной премии «Гражданская инициатива» в номинации «Чужого горя не бывает».
В конце января текущего года наконец-то были приняты к обсуждению Общественной палатой Свердловской области разработанные ещё в августе 2013 года, но упорно игнорируемые чиновниками Министерства социальной политики проект Закона «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области» и пояснительная записка к нему.
А в недалеком прошлом директор самого действенного в России бюро по трудоустройству выступил на заседании Совета Федерации РФ. Его доклад, подготовленный юристами организации «Проблемы ресоциализации граждан, освобождающихся из мест лишения свободы» вызвал положительную реакцию зала, активно обсуждался в ходе заседания и сразу после него, но «не был замечен» и не получил какой-либо оценки руководящего состава Министерства социальной политики Свердловской области.
Впрочем, Юрий Потапенко и его коллеги не теряют надежды, что лёд тронулся и крайне необходимый закон о комплексной реабилитации будет доработан и направлен в Законодательное собрание Свердловской области. А фрагмент доклада на февральском заседании «круглого стола»:
«… по отдельности ни органы государственной власти и местного самоуправления, ни общественные организации не смогут максимально эффективно помогать нашим согражданам. Именно взаимодействие обеспечит более эффективное решение проблемы бездомности в нашем регионе»
станет руководством к действию для всех участников благородного процесса.
Сергей Крысанов.