Правовые дыры и Общественная Палата России.

08 мая 2014
Российская правовая система бессистемна и дырява.

 

В ее правовые дыры проваливаются тысячи и тысячи человеческих судеб. Множество острых годами не решаются именно из-за пробелов в законодательстве.  

«Какие такие дыры и пробелы, - воскликнет кто-то. – Ведь, то ни день Дума выдается такое количество законов, что не родился еще юрист, который способен их осмыслить и понять.»

Увы, законодательство есть такая сфера, в которой количество не переходит в качество.

Мне представляется, что Общественная Палата РФ и есть тот орган, который должен сигнализировать законодателю о белых пятнах на законодательном поле и помогать засевать это поле чем- то вменяемым и съедобным.

Андрей Владимирович БабушкинПредседатель межрегиональной общественной благотворительной организации Комитет за гражданские права, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (руководитель постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы), член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, член Общественного Совета при Министре юстиции РФ по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, член Президиума Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными органами, координационного совета Общероссийского союза «Гражданское общество — детям России», член Общественной наблюдательной комиссии Москвы

Приведу несколько примеров:

В России насчитывается около 2 млн. бездомных. Большинство этих людей живут сегодня не в том субъекте Федерации, в котором они некогда жили и утратили жилье. Многие из них – люди пьющие. Законодатель передал вопросы помощи бездомным органам власти тех субъектов, с которыми эти бездомные некогда были связаны. После этого добросовестные органы власти создали для бездомных Центры социальной адаптации. Например, в Москве это - ЦСА «Люблино». Недобросовестные, например, Правительство Московской ничего не создали либо создали Центры, не соответствующие масштабам проблемы. Но созданные Центры не принимают   пьющих бездомных. Вместо того, чтобы человека принять и реабилитировать, его отправляют на улицу. Куда же деваются пьющие бездомные? Куда деваются бездомные, прибывшие из другого региона?   Ответа на этот вопрос нет в законодательств, но есть в жизни. Эти люди живут на улице либо умирают на улице либо им везет: они совершают преступление и оказываются в тепле и относительном комфорте, то есть в местах лишения свободы. 20 лертГосдумасопротивляется принятию закона о социальной защите бездомных.

А вот другая группа россиян – они не бездомные, но вскоре вполне могут ими стать. Речь идет о людях, снимающих жилье, но имеющих не регистрацию по месту жительства, а регистрацию по месту пребывания. Такой человек честно работает, честно снимает жилье и, казалось бы, вправе рассчитывать на помощь государства в приобретении жилья. По крайней мере, так написано в ст. 40 Конституции РФ. Но на деле таким гражданам ничего не светит – в очередь на получение жилья их никто не поставит. Вот уже 2 десятилетия органы местного самоуправления и суды делают вид, что не понимают очевидного: место жительства человека не обязательно являются местом его постоянной регистрации. Итог этой непонятливости таков: примерно миллион россиян, не имеющих собственного жилья, не могут встать на очередь на его получение – постановка на учёт производится только по месту постоянной регистрации.

В не лучшем положении - бывшие члены семьи военнослужащих. Представим себе такую ситуацию: некая офицерская жена долгие годы моталась за своим мужем из одного гарнизона в другой, сдав собственное жилье в глубокой молодости. И вот славный воинский путь близится к концу, ветерана ВС РФ ждёт заслуженная пенсия. Военнослужащий ждет заслуженного жилья. Но тут выясняется, что старая верная жена ему уже не нравится, а нравится молодая и совсем новая. После этого в соответствие Законом о статусе военнослужащих бывший муж получает уютную квартирку, а бывшая жена получает извещение о том, что она снята с очереди на жилье. Дело в том, что субъектом постановки на жилищный учет является не семья военнослужащего, а сам военнослужащий. А брошенная жена, по российским законам, это так довесок: выгнать и забывыть.
Кстати, про семью. В российском законодательстве определение термина семья отсутствует. Нет, я не сошёл с ума и не надо звать психиатра. Единственный закон, в котором говорилось о том, что такое семья, назывался Жилищный кодекс РСФСР. Он прекратил своё действие в 2005 году. С тех пор семья оказался правовым институтом, который то и дело упоминается в Конституции, но что же это такое никто не знает: законодатель не догадался принять соответствующую норму. В километровых рулонах правовых норм не нашлось пары – тройки сантиметров, чтобы написать , что же в России понимается под семьей. Поэтому не стоит удивляться, когда, например, в колонию к своему гражданскому мужу приезжает женщина, с которой тот прожил вместе много лет. Даже, если у них есть совместные дети, начальник колонии вправе, как К. Станиславский воскликнуть: «Не велю!» и не предоставить им длительное свидание.

Тюремная система России особенно богата пробелами. Никогда не забуду, как в штрафном изоляторе в знаменитой ИК № 6 (г. Копейск Челябинской области) мы обнаружили парализованного заключённого, который лежал на полу. Он провел в камере, по моему, год. Каждые 15 суток за нарушения срок его заключения в камере ШИЗО продлевался. «На каком основании его держат в ШИЗО больше 15 суток!» - возмутился я. Но руководство Колонии мне разъяснило, что запрета на водворение в ШИЗО того, кто там уже находится нет. И действительно нет. Это в Исправительно – трудовом Кодексе РСФСР, который почил в бозе в 1996 году было написано: в ШИЗО больше 60 суток в году держать человека запрещено. У нас же эта норма куда- то запропала.
Очень интересна ситуация с проездом к месту жительства освобожденных иностранцев. Билет м приобретается только до границы. Доехав до границы, они вправе решать: остаться в России и кого – нибудь грабануть, идти домой пешком или же встретить такого начальника поезда, который согласиться их до дома бесплатно.
Ещё печальнее судьба россиян, не имеющих гражданства, но имеющих судимость. Даже, если они прожили в России 20 лет, даже, если они отслужили в Российской Армии, даже, если это человек имеет в России семью, имущество, работу, а за пределами России не имеет даже пустой бутылки из- под лимонада «Буратино», получить российское гражданство до снятия судимости такой человек не может. Наверное, лишним будет писать, что тысячи рецидивных преступлений никогда бы не были совершены, если бы не эта интересная норма.

Эти примеры – лишь крошечная часть того, с чем я сталкиваюсь, как правозащитник. Не буду скрывать, возможности Совета при Президенте РФ я уже использую для того, чтобы исправить данные ситуации. Но, Совет, к сожалению, не прописан в федеральном законе и его возможности пока что меньше, чем аналогичные возможности Палаты.
Кто бы ни попал в новую треть состава Палаты, надеюсь, что эта маленькая справка станет для них отправной точкой работы над нашим обширным, но дырявым законодательством.


А. Бабушкин 
http://an-babushkin.livejournal.com/144393.html

← назад