Обращение к Президенту РФ (О предоставлении помещения для оказания реабилитационных услуг социально незащищенным категориям граждан)

16 мая 2013

Президенту Российской Федерации В.В. Путину


Уважаемый Владимир Владимирович!

Бездомные в России – самая бесправная и несчастная часть населения страны. Сотни и сотни тысяч людей по самым разным причинам лишены не только крова, но и заботы о себе в современной России.
Как же в этих тяжелых и жестоких условиях выжить тому, кто не имеет крыши над головой?
Одной из основных проблем современного общества является проблема бездомности, которая особенно актуальна для территории всей страны, для Свердловской области и Екатеринбурга, в частности.
Пытаясь пробить до настоящего времени непробиваемую стену непонимания проблем бездомных, наша организация вынуждена в очередной раз обратиться к Вам за помощью.

По данным многолетнего статистического наблюдения НП «Бюро…» количество бездомных на территории г.Екатеринбурга составляет от 2000 до 2400 человек. В НП «Бюро…» ежедневно приходят люди, нуждающиеся в крыше над головой. С учетом того, что в г.Екатеринбурге (четвертом по численности населения городе в России) находится только одно госучреждение, которое в экстренном порядке может предоставить койко-место для ночлега, - Дом ночного пребывания, в котором всего 49 мест, - проблема предоставления жилища для бездомных особенно злободневна.

На протяжении более тринадцати лет наша организация занимается легализацией и трудоустройством лиц без определенного места жительства и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы в Свердловской области, в том числе преимущественно на территории г.Екатеринбурга.
Все виды деятельности, осуществляемые НП «Бюро…» с целью социальной поддержки и защиты наших сограждан, оказываются безвозмездно.

НП «Бюро…» является социально ориентированной организацией и признается одной из наиболее эффективных представителей некоммерческого сектора в г.Екатеринбурге, осуществляющей экстренную помощь бездомным.
В соответствии с уставом НП «Бюро…» осуществляет следующие виды деятельности:
- изучение общественного мнения по социальным и правовым вопросам, в том числе содействие в трудоустройстве лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из исправительных учреждений;
- содействие в получении места жительства лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из исправительных учреждений;
- оказание юридической, социальной и иной помощи лицам без определенного места жительства, лицам, освободившимся из исправительных учреждений, и иным категориям незащищенных граждан;
- оказание юридической, социальной и иной помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях Российской Федерации;
- развитие сотрудничества с государственными, общественными и иными органами, организациями и учреждениями, чья деятельность направлена на оказание помощи незащищенным категориям граждан;
- проведение исследований по проблемам незащищенных категорий граждан с целью создания рекомендаций по их эффективному решению;
- содействие созданию комплексного социально-реабилитационного центра для лиц без определенного места жительства и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, в городе Екатеринбурге и иных городах Свердловской области;
- подготовка предложений о внесении изменений в действующее законодательство РФ в целях защиты прав и законных интересов незащищенных категорий граждан, а также подготовка предложений по созданию и реализации на практике комплексных программ, направленных на социальную поддержку данных категорий граждан.

Таким образом, наша организация является социально ориентированной и осуществляет в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп.), а именно:
- социальная поддержка и защита граждан;
- оказание юридической помощи на безвозмездной основе гражданам и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе содействие трудоустройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
- профилактика социально опасных форм поведения граждан: трудоустройство и социализация трудоспособных лиц, освободившихся из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства, что ведет к снижению уровня преступности, в том числе, рецидивной.

Мы помогаем людям, но у нас до сих пор нет официально закрепленного помещения, где мы можем оказывать нуждающимся гражданам необходимые услуги по их социальной адаптации.

В 2010 году НП «Бюро…» был разработан проект «Комплексный реабилитационный центр «ШАГ ЗА ШАГОМ». Он получил высокие положительные оценки, поддержку и одобрение со стороны ГУФСИН России по Свердловской области, представителей Департамента внутренней политики Губернатора Свердловской области, Уполномоченного по правам человека Свердловской области, Международного общественного правозащитного движения «Единство» и других (к/копии рекомендательных писем прилагаются).
Кроме того, Министерством социальной защиты населения Свердловской области был рассмотрен социальный проект «Комплексный реабилитационный Центр «ШАГ за ШАГОМ» и объявлена благодарность НП «Бюро…» за лучший социальный проект в 2010 году (копия благодарственного письма прилагается).
Основная цель указанного социального проекта – это социализация трудоспособных лиц, освободившихся из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства, снижение уровня преступности, в том числе, рецидивной.
Приоритетными задачами обозначены такие, как предоставление временного жилья, восстановление социально-правового статуса, содействие в трудоустройстве, социализация и адаптация целевой группы граждан.
Проект был направлен в другие субъекты Российской Федерации и получил письма одобрения от Уполномоченных по правам человека в других регионах нашей страны. Социальная значимость указанного проекта отмечена и в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ №23-2/2235 от 02.11.2011г., где указано, что правовые методы работы организации с указанными категориями граждан (трудоспособных лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства) могут быть учтены при организации подобной деятельности в субъектах Российской Федерации.

На протяжении длительного времени директор НП «Бюро…» неоднократно обращался и устно, и письменно в органы государственной власти и местного самоуправления города Екатеринбурга с просьбой помочь реализовать указанный проект, предоставить земельный участок и оказать помощь и поддержку. Никакого положительного результата не было до тех пор, пока не было написано письмо в адрес Президента Российской Федерации, Председателя Правительства РФ, а также Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Видимо, получив указания свыше, органы местного самоуправления г.Екатеринбурга формально предложили земельный участок (к/копии писем от 25.03.2010 №32/01-10/709 от 21.04.2010 №32/01-10/1075, от 11.06.2010 №21-023/6338 прилагаются), но с обязательным проведением аукциона на право заключения договора аренды указанного участка (к/копия письма от 12.07.2010 №21-132/7470 прилагается).

НП «Бюро…» было указано на то, что в соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" при заключении договора аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью, с социально ориентированной некоммерческой организацией проводить торги нет необходимости. Эта же информация была подтверждена Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области: проводить торги для НП «Бюро…» не нужно.

Администрации города Екатеринбурга ничего не оставалось делать, как согласиться предоставить земельный участок без проведения торгов.

Было принято решение рекомендовать предоставить НП «Бюро…» земельный участок.
В протоколе комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «город Екатеринбург» №11 от 21.11.2010г. (за подписью председателя Комиссии В.П.Крицкого, заместителя председателя Комиссии М.Б.Вяткина, секретаря А.В.Черноскутова) НП «Бюро…» выделен земельный участок в районе пос.Птицефабрика по ул.Трубачева Октябрьского района г.Екатеринбурга для размещения социального городка для граждан без определенного места жительства (к/копия протокола прилагается).
Но(!) этот участок абсолютно не был пригоден для того, чтобы использовать его для нужд социально незащищенных категорий граждан.
При попытках оформить указанный земельный участок в порядке, установленном законом, возникли следующие проблемы:
1) фактическая площадь земельного участка составляла не 1га, как было указано органами местного самоуправления, а всего лишь около 0,5га;
2) на этой площади были размещены гаражи и стоянка автомобилей близлежащих многоэтажных домов;
3) для того, чтобы оформить права на указанный земельный участок возникла необходимость проведения общественных слушаний с целью согласования заключения договора аренды с жителями-собственниками квартир близлежащих домов. Обязанность проведения слушаний была возложена на НП «Бюро…», вместе с тем никакой информации (ФИО, адрес собственников) предоставлено не было.

НП «Бюро…» были направлены многочисленные письма с целью заключить договор аренды земельного участка, получены ответы на запросы (к/копии прилагаются), согласовано присоединение к электрическим сетям ГУПСО «Облкоммунэнерго» (к/копия письма от 05.08.2010 №01-16/2015 прилагается).
Тем не менее, указанные выше проблемы оказались для НП «Бюро…» неразрешимыми:
- помощь со стороны Администрации города Екатеринбурга в оформлении прав на земельный участок фактически оказана не была. Как видно из приложенных писем-ответов на протяжении более года не могли окончательно согласовать предоставленный земельный участок и специалиста, который отвечает за работу с ним (к/копия письма от 01.10.2010 №21-01/11380 прилагается);
- при попытке освободить земельный участок от незаконных владельцев, разместивших гаражи и автостоянку, было получено сопротивление с их стороны. Это было доведено до сведения органов местного самоуправления. Был получен ответ о том, чтобы НП «Бюро…» самостоятельно принимало какие-то меры, чтобы освободить землю, в том числе с помощью обращения в суд.
Вместе с тем, указанный земельный участок является муниципальной собственностью. В соответствии со ст.ст.301-304 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право требовать устранения нарушений его прав. На основании ст. 305 Гражданского кодекса РФ указанные права принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Таким образом, обращение НП «Бюро…» в суд с указанными выше требованиями было, практически, невозможно, т.к. у НП «Бюро…» не имелось каких-либо полномочий для обращения в суд. Органы местного самоуправления отказались решать вопрос освобождения земельного участка от незаконно занявших его третьих лиц;
- при подготовке к проведению публичных слушаний у НП «Бюро…» также возникли вопросы, связанные с извещением граждан-собственников близлежащих домов о проведении публичных слушаний. На отправленное в адрес управляющей компании письмо ответ так и не был получен (к/копия письма от 01.12.2010 №328/10 прилагается). Следовательно, не имея информации о гражданах, не представлялось возможным извещение заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний.

Таким образом, после безрезультатных попыток оформить права на земельный участок, столкнувшись с безразличием и бездействием со стороны органов местного самоуправления, НП «Бюро…» было вынуждено отказаться от оформления прав на земельный участок.

Следует отметить то, что в указанный период, в то время, когда НП «Бюро…» боролось за получение поддержки со стороны государства и местных властей, страдали люди, которые итак при обращении к нам имеют огромное количество нарушенных прав.
Директор Потапенко Ю.И. регулярно освещает проблему бездомности в средствах массовой информации, на конференциях и круглых столах, проводимых совместно с органами государственной власти, Общественной Палатой Российской Федерации, в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, и изыскивает различные способы пристроить социально незащищенных людей, наших подопечных бездомных и бывших заключенных.
Так, в первоначальный период деятельности НП «Бюро…» нуждающимся гражданам предоставлялось место для проживания в вагончиках. Не смотря на то, что вагончики были максимально обустроены для комфортного проживания: телевизором, DVD плеером, электрическими плитами, обогревателями, холодильниками, посудой, постельными принадлежностями и проч., становилось очевидным, что далее проживать в них не представлялось возможным. Земельный участок, на котором стояли вагончики, потребовали освободить екатеринбургские застройщики.
Возник вопрос: а как быть людям? Где жить более, чем 120 гражданам?
Самовольно мы заняли помещение, подлежащее сносу: деревянный дом в г.Екатеринбурге. Но, спустя чуть меньше года, новый застройщик потребовал от людей освободить дом.
На этот раз люди переселились в жилой дом, также признанный непригодным для проживания и, фактически, приготовленный для сноса. Ведь жить в доме для человека намного лучше, чем жить в теплотрассе, в грязном, сыром подвале или ночевать на вокзалах.
Вместе с тем, все понимают, что дальнейшее проживание людей в этом доме остается под вопросом: придет новый застройщик и выгонит людей на улицу. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут обеспечить им крышу над головой, а у НП «Бюро…» так и нет никакого законно оформленного помещения, где бы можно было дать людям временный приют.

С учетом неблагоприятной ситуации по социализации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы в Свердловской области, НП «Бюро…» в 2011году неоднократно обращалось в уполномоченные органы государственной власти с просьбой оказать государственную поддержку. Был получен ответ Минздравсоцразвития России от 07.11.2011г. №23-2/2235 за подписью Директора Департамента занятости и трудовой миграции Т.В.Блиновой.
В указанном письме полно, подробно, объективно оценена деятельность НП «Бюро…», отмечено ее положительное влияние на решение проблемы адаптации и социализации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы в Свердловской области. Особо подчеркнуто то, что социальный проект «Комплексный реабилитационный центр «ШАГ за ШАГОМ» содержит информацию о необходимых поэтапных шагах в работе с данной категорией граждан. Правовые методы работы НП «Бюро…» могут быть учтены при организации подобной деятельности в субъектах Российской Федерации.
Также указано, что инициатива Бюро будет способствовать решению проблем социализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снижению риска совершения ими повторных правонарушений. Принимая во внимание ст.21 Федерального закона от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» для возможного решения вопроса о софинансировании реализации социального проекта Бюро рекомендовано обратиться в Правительство Свердловской области.
Кроме того, в указанном письме сообщено о том, что Федеральным законом от 05.04.2010г. №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» предусмотрены формы государственной поддержки со стороны органов государственной власти, причем рассчитывать на поддержку со стороны органов государственной власти могут только те некоммерческие организации, которые будут включены в реестры социально ориентированных некоммерческих организаций, формирование и ведение которых будут осуществлять органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
С учетом указанных рекомендаций было подготовлено письмо в адрес Председателя Правительства Свердловской области Анатолия Леонидовича Гредина с просьбой оказать реальную экономическую поддержку социально ориентированной некоммерческой организации Некоммерческому партнерству «Бюро по трудоустройству лиц попавших в экстремальную жизненную ситуацию».
Поддержки в реализации проекта «ШАГ ЗА ШАГОМ» получено не было.
Таким образом, до настоящего времени уполномоченными органами власти Свердловской области не соблюдаются, фактически, игнорируются нормы Федерального закона от 05.04.2010г. №40-ФЗ о поддержке социально ориентированных организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность.

Полученные из органов местного самоуправления ответы, по сути, являются формальной отпиской должностных лиц. Не смотря на положения действующего законодательства, НП «Бюро…», являясь социально ориентированной некоммерческой организацией, фактически не получает реальной поддержки и помощи от государства в реализации проекта «ШАГ ЗА ШАГОМ».

Вместе с тем, в соответствии со ст.21 Федерального закона от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» вопросы социального обслуживания граждан, включая создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также следует отметить, что государством признается необходимость и важность участия институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций в решении вопросов оказания помощи незащищенным категориям граждан.
Так, в соответствии с ч.4 ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон обязывает региональные органы, органы местного самоуправления Российской Федерации оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству благотворительной деятельности.
При этом подчеркивается, что при предоставлении помощи некоммерческим организациям, поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям должна оказываться в приоритетном порядке. Таким образом, ФЗ создает моральный стимул для государства, регионов и городов особо выделять социально ориентированные организации при оказании поддержки некоммерческому сектору в целом.

В Свердловской области также существует нормативно закрепленное положение о том, что взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями является важной составляющей обеспечения правопорядка.
Так, в Областном законе Свердловской области от 15.06.2011 N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы" среди мероприятий, направленных на решение задач обеспечения правопорядка, повышения безопасности жизни населения указана организация взаимодействия по вопросам обеспечения правопорядка в Свердловской области органов исполнительной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями (п.3 ч.2 §15).
Указанные положения нормативно-правовых актов игнорируются органами местного самоуправления. С их стороны так и не сделаны реальные шаги в направлении поддержки инициативы некоммерческих организаций, осуществляющих помощь бывшим заключенным и бездомным, в предоставлении им крыши над головой.

На основании изложенного выше и с целью решения проблемы бездомности в нашем регионе, недопущения рецидива преступлений, совершаемых лицами без определенного места жительства и лицами, освободившимися из мест лишения свободы, просим Вас оказать содействие в предоставлении органами местного самоуправления города Екатеринбурга мер поддержки Некоммерческому партнерству «Бюро по трудоустройству лиц попавших в экстремальную жизненную ситуацию», в том числе, оказании помощи в реализации Социального проекта «Комплексный реабилитационный Центр «ШАГ за ШАГОМ» и предоставлении помещения для социально незащищенных категорий граждан с целью оказания им комплекса реабилитационных услуг.

Приложение:
1. К/копии рекомендательных писем – на 4л.
2. К/копия благодарственного письма – на 1л.
3. К/копия письма от 25.03.2010 №32/01-10/709 «О предоставлении информации» - на 1л.
4. К/копия письма от 21.04.2010 №32/01-10/1075 «О предоставлении информации» - на 1л.
5. К/копия письма от 11.06.2010 №21-023/6338 «О предоставлении информации» - на 1л.
6. К/копия письма от 12.07.2010 №21-132/7470 «О предоставлении графической информации о земельном участке в районе птицефабрики «Свердловская» - на 5л.
7. К/копия Уведомления от 05.08.2010 №01/549/2010-605 – на 1л.
8. К/копия Уведомления от 05.08.2010 №01/549/2010-606 – на 1л.
9. К/копия протокола №11 от 21.11.2010г. – на 3л.
10. К/копия письма от 05.08.2010 №01-16/2015 о присоединении к электрическим сетям – на 2л.
11. К/копия письма от 01.10.2010 №21-01/11380 «О рассмотрении обращения» - на 1л.
12. Издания НП «Бюро…».

«16» мая 2013г.

← назад