Не имея паспорта и регистрации по месту жительства, лица без определенного места жительства не могут быть полноправными членами общества. Они не могут реализовать ряд своих законных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в том числе право на труд, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на гарантированную судебную защиту прав и свобод и другие.
Так, ч.2 ст.64 Трудового кодекса РФ устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Этой же позиции придерживается и судебная практика, так, в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения, является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также противоречит части второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.
Данные нормы не работают. Работодатели избегают заключать трудовой договор с лицом без определенного места жительства, маскируя отказ другими мотивами или прямо указывая, что причиной отказа является отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания.
Конституционное право на социальную защиту от безработицы лицу, не имеющего паспорта и постоянной регистрации по месту жительства, реализовать невозможно.
На основании п.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
То есть право на защиту от безработицы также привязано к наличию регистрации по месту жительства.
Какой же выход из сложившейся ситуации?
Он прост: использовать алгоритм, созданный НП «Бюро…», и предоставлять возможность людям работать, зарабатывая деньги своим трудом.
НП «Бюро…», в соответствии со своими уставными целями, осуществляет оказание помощи и трудоустройство лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Для организации трудоустройства осуществляется работа в двух направлениях:
- организация взаимодействия и заключение договоров с организациями, нуждающимися в людях, которые будут выполнять работы (в основном вспомогательные: перемещение материалов, конструкций, изделий вручную; погрузочно–разгрузочные работы; уборка помещений от строительного мусора и другие виды работ при производстве строительно-монтажных работ, не требующие специальной квалификации);
- заключение гражданско-правового договора с гражданином, проходящим процесс ресоциализации и желающим трудиться и получать за свой труд достойную оплату. Оформить трудовые отношения с данными гражданами практически невозможно по указанным выше причинам. Модель заключаемого нами гражданско-правового договора не предусмотрена в Гражданском кодексе РФ, но не противоречит ему и содержит в себе признаки различных моделей договоров, содержащихся в части второй ГК РФ.
С учетом многолетней практики заключения договоров и трудоустройства бездомных НП «Бюро…» настоятельно рекомендует заключать договоры только в письменной форме и учитывать «подводные камни», предусматривая в договорах следующее:
с организациями, нуждающимися в людях, которые будут выполнять работы:
1) определяя предмет договора, не забывайте об уставных целях некоммерческой организации. Целесообразно указывать следующий предмет договора: «Исполнитель обязуется оказать Заказчику за плату услуги по предоставлению персонала (разнорабочих) для выполнения подсобных работ, а Заказчик обязуется принять и оплатить результаты предоставленных услуг» [1].
Не забывайте о том, что невозможно заключить договор строительного подряда, так как это не соответствует целям и задачам некоммерческой организации. Невозможно основной целью ставить извлечение прибыли, так как это также противоречит самой природе некоммерческой организации (в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками). Следовательно, не следует проводить аналогию с деятельностью кадровых агентств.
Несоблюдение этих особенностей при определённых обстоятельствах может стать причиной прекращения деятельности некоммерческой организации;
2) зафиксировать обязанность заказчика (партнёра некоммерческой организации) произвести с персоналом, перед началом выполнения работ инструктаж по соблюдению при производстве работ правил по технике безопасности и охране труда, с обязательной росписью инструктируемых в журнале по технике безопасности.
Часто работы производятся на строительных площадках, куда доступ представителям некоммерческой организации запрещён, так как это закрытые объекты, имеющие пропускной режим. Безопасность работ в таких условиях обеспечивается организацией, осуществляющей работы.
с гражданином, проходящим процесс ресоциализации:
1) зафиксировать обязанность бездомного самостоятельно соблюдать требования правил пожарной безопасности и производственной санитарии, а также обеспечивать условия безопасного выполнения работ.
Это также обусловлено тем, что может быть запрещён доступ представителям некоммерческой организации на строительные площадки и проч. объекты, имеющие пропускной режим;
2) предусмотреть обязанность бездомного не допускать распитие алкогольных напитков, а также употребление наркотических и психотропных веществ на территории производственного объекта, где осуществляется трудовая реабилитация; не допускать нахождение на территории производственного объекта, где осуществляется трудовая реабилитация, в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного вида опьянения; не допускать выхода на работу и осуществления трудовой реабилитации на производственном объекте в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного вида опьянения; не допускать никаких опозданий и прогулов при прохождении трудовой реабилитации на производственном объекте; не допускать никакого хищения на производственном объекте, где осуществляется трудовая реабилитация.
Специфика работы с бездомными такова, что их асоциальное поведение необходимо предупреждать и пресекать немедленно, так как это может угрожать жизни и здоровью не только самого реабилитанта, но и иных граждан, находящихся на производственном объекте.
Таким образом, некоммерческая организация, выступая в качестве гаранта, предоставляет бездомным и лицам, вернувшимся из исправительных учреждений, поддержку и именно для них социальная проблема уже решена: люди работают, соблюдают условия договора и получают за свой труд, за выполненную работу достойное вознаграждение.
[1] В приведенном примере Исполнителем является некоммерческая организация, а Заказчиком - организация, нуждающаяся в людях, которые будут выполнять работы