Широка страна моя родная, Много в ней ДОРОГ И ДУРАКОВ…

11 января 2016
Реальная история о безразличии служащих Ж/Д вокзала г. Кирова. Памятка для тех, кто оказался вдали от дома без денег и, возможно, без документов и кому нужно добраться домой:

 

 

Волею судьбы с 2010 года я (Горбачева Дарья Александровна) начала помогать бездомным гражданам, нашим бедолагам.

За эти годы я видела разные ситуации, исследовала причины, по которым люди становятся бездомными, написала немало книг и статей…

Читая строки начала данной статьи, вы думаете, у меня ностальгия? Или я хочу написать отчет о своей деятельности?

Нет! Я хочу рассказать вам, как я сама с малолетним ребенком и пожилой женщиной попала в ту ситуацию, которую называют причиной бездомности.

Начала писать эту статью я в электричке по пути из г. Кирова. Здесь милая девчонка - контролер-кассир электропоезда выслушала  нашу историю и, поворчав (больше для того, чтобы другие пассажиры видели ее работу), разрешила нам ехать дальше до удмуртской железнодорожной станции Балезино Горьковской железной дороги за очень символическую плату.

Началось все в предновогодние дни. Решили ехать из г. Екатеринбурга Свердловской области к Деду Морозу в г. Великий Устюг Вологодской области, надеясь на то, что вологодская глубинка встретит нас радушно, а погостить у сказочных героев будет не так дорого, как съездить на отдых за границу.

Билеты были куплены в один путь по железной дороге. Обратно на прямые поезда Великий Устюг – Екатеринбург мест не было, но кассир в г. Екатеринбурге уверила, что нужно ехать с пересадкой через  г. Киров. С билетами в плацкартный вагон проблем не будет, т.к. на нужную нам дату поезда из Кирова в Екатеринбург ходят каждые два часа.

Таким образом, наша поездка планировалась туда: Екатеринбург-Киров (билеты есть), Киров-Дед Мороз (билеты есть) и обратно: Дед Мороз-Киров (билеты есть), Киров-Екатеринбург (билетов нет, но купить их не проблема, т.к. Киров – это большая транзитная станция, поезда ходят через каждые два часа и каждый день).

Поездка прошла успешно. В гостях у Деда Мороза оказалось ОООЧЕНЬ дорого (почти как съездить за границу), а потому денег на обратный билет осталось только на плацкартный вагон – 4000 руб.

А сейчас самое интересное!

Вокзал в городе Киров. Полный бардак! Никому и ничего не надо, кроме денег, причем, денег в смысле нажиться.

Приехав на железнодорожный вокзал г. Кирова Горьковской железной дороги, мы сразу побежали к билетным кассам.

Жду огромную очередь, сую деньги в окно, прошу дать билеты до Екатеринбурга. Кассиры уныло пожимают плечами, мол, билетов нет.

 

Иду к администратору.

Администратор кассиров Казакова Ольга Артуровна[1] предлагает купить билет в купе за 7000руб. на одного человека (как? Как мне это сделать, если у меня всего-то 4000 руб. на троих?) или ехать за 4000руб., но на следующий день, то есть почти через 40 часов (как? Как я могу прождать все это время с 7-летним ребенком, если я отдам все деньги за билеты и у меня не останется денег ни на еду, ни на аренду жилья, ни на что).

Надо сказать, что госпожа Казакова, поняв, что денег дополнительно и хорошего презента у меня нет, вообще со мной не разговаривала, а обслуживала «своего человека». Этот человек ей ласково улыбался и ворковал: «Олечка, я расскажу, в каком ресторане тебе лучше отдыхать, не ходи больше в «Ауру»… Дай мне 4 плацкарта нижних, я ж тебе сегодня звонил – говорил. Ага. И еще одного клиента на казахстанский поезд посадить надо. Да, да, конечно, место нижнее плацкартное. У тебя же все для меня есть».

А я стою за билетами? А для меня и моих пассажиров билеты?

- Ой, идите уже в справочную или к дежурному по вокзалу, - отмахивается от меня Ольга Артуровна.

 

Пошла я в справочную.

Сидит там высокомерная Харес Марина Александровна (тщательно прятала под фирменным галстуком свою нагрудную карточку работника вокзала), которой глубоко безразличны мои трудности. Ей все равно, что мой 7-летний ребенок вот уже больше шести часов сидит на жестком стуле кассового зала, что моя пожилая женщина тоже мучается, сидя в одной позе в ожидании помощи, что я сама не кушала вот уже почти сутки и больше шести часов бегаю с этажа на этаж к разным должностным лицам вокзала безрезультатно… И перспективы не радужные, так как до Екатеринбурга – дома родного - тысяча километров, а помощи от этих должностных лиц нет… Марина Александровна листает журнал с тупыми цветными картинками (что-то похожее на глянцевый журнал мод).

- Ради Бога, помогите! Я не могу уехать домой. Ну ведь есть какие-то варианты? – спрашиваю я с надеждой на помощь.

- А что я сделаю? – вопросом отвечает она, продолжая листать.

- Может, есть какие-то билеты с пересадками? Может, через другую станцию? Ну посмотрите, не до Екатеринбурга, а до Каменска-Уральского, Богдановича, Первоуральска, Камышлова, Перми, Челябинска! – умоляю я.

- Я ничем не могу помочь. Идите к дежурной по вокзалу.

 

Дежурная по вокзалу – дородная женщина, беспрестанно листая журналы передачи дежурных смен, вводного инструктажа и проч., размеренно отвечает:

- Ну, а чем я-то помогу?... Идите в кассы…

- Меня к Вам отправили.

- К старшему кассиру – администратору обращайтесь…

- Я у нее была. Она к вам отправляет, - отвечаю я.

- В справочную идите…

- Я только что из справочной. Работник справочной к Вам отправляет!

- Ну, а я-то чем помогу? – и вальяжно развалилась в своем стуле.

Я взмолилась: «Ну, пожалуйста, помогите! Ведь не бывает безвыходных ситуаций! Ведь мы не единственные, кто попадает в такую ситуацию. Может быть, какие-то плацкартные или другие места до Екатеринбурга есть?»

- Деньги нужны. Звоните родным, близким, пусть деньги отправляют…

- Нет такой возможности. На карту Сбербанка деньги идут в течение трех банковских дней. А сегодня новогодние выходные! У меня в кармане 4000 рублей – ровно столько, чтобы купить плацкартный билет. Я не смогу отсюда уехать, если буду здесь жить. Если я сниму жилье, нужно еще и кушать, ребенка кормить, тогда у меня вообще денег не будет даже на плацкартный билет! Я домой в Екатеринбург позвонила и баланс телефона уже отрицательный. Я даже позвонить сейчас не могу, и зарядка у телефона кончается, он скоро отключится!

- Ну, а я что могу сделать…

- Может, как-то поговорить с начальником поезда? Ведь поезда проходят каждые два часа и там есть свободные плацкартные места? – не отступаю я со своими просьбами.

- Ой, не знаю… Пробуйте…Вряд ли у Вас получится…

Закрывает дверь своего кабинета и уходит.

 

Что мне делать? Как раз объявили прибытие поезда № 072, Санкт-Петербург – Екатеринбург. Бегу на перрон. Через вагон-ресторан попадаю к начальнику поезда Ольге Борисовне, которая раскладывает коробки с пиццей для своих пассажиров, и вновь прошу о помощи. Уже со слезами на глазах рассказываю нашу ситуацию. Говорю, что работаю с бездомными и вот, сама попала в такую ситуацию, что скоро окажемся, как уличные бездомные, на улице.

Она отвечает, что места есть, но без билета она не может пустить в вагон, так как это все равно, что написать заявление об увольнении. Если ревизоры увидят, то ее уволят сразу.

В общем, пока я начальника поезда умоляла нас пустить, время вышло, поезд поехал в Екатеринбург…без нас… А я снова уныло бреду на вокзал, где нам отказываются помогать…

 

Господи, пожалуйста, помоги нам добраться до Екатеринбурга! Я обещаю, что сделаю все от меня зависящее, чтобы на железнодорожном вокзале Кирова был наведен порядок. Чтобы люди не мучались, выпрашивая милость у служащих вокзала, а работники вокзала сами предлагали помощь и поддержку. Господи, помоги нам!...

Возвращаясь в вокзал по крытому переходу-конкорсу, я услышала объявление об отправлении электропоезда и вспомнила многочисленные рассказы моего директора Юрия Ивановича Потапенко о том, как он очень часто добирался электричками по всей России. Тут у меня возникла мысль о том, чтобы ехать в Екатеринбург на электропоездах. В простой электричке, где места есть всегда, пусть и стоя. Но как ехать? До каких станций? Какое расписание электричек? Сколько стоит проезд и хватит ли мне денег, чтобы доехать до Екатеринбурга? Чтобы найти ответы на эти вопросы иду в справочную:

- Девушка, подскажите, как я могу доехать на электричках до Екатеринбурга?

- А я откуда знаю?

- Ну, Вы же справочная?!…

- Ищите деньги, покупайте купе. И вообще, на меня Москва спускает план по выдаче платных справок. Я должна с вас деньги брать.

- Как? – недоумеваю я, хотя сохраняю олимпийское спокойствие. – Я попала в сложную жизненную ситуацию. Ведь Вы работаете, чтобы давать справки, помогать. Помогите мне найти вариант, чтобы нам уехать домой.

- Я что должна свои деньги дать?

- Нет же. Зачем? У меня ведь есть деньги, мне нужно домой уехать.

Молча работник справочной листает журнал мод. И тут меня просто взорвало.

Кто знаком со мной, тот наверное ни разу даже и не видел как я разговариваю на повышенных тонах. Но ситуация в г.Кирове была просто невыносима.

Я начала громко возмущаться из-за беспредельного безразличия служащих вокзала. Рассказала о том, что работаю с бездомными и понимаю, почему люди попадают в состояние бездомности. Потому что тем, кто при должностях и при деньгах им абсолютно пофиг на тех, кто в беде. Безразличие убивает! Служащие вокзала не хотят исполнять свои обязанности.

Дают комнату матери и ребенка неизвестным людям для проживания. Служащим вокзала глубоко безразлично, что трое людей, среди которых маленький ребенок, мучаются несколько часов. Не забыла упомянуть о том, что в других областях есть организации, которые помогают людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, а на вокзалах есть контактные данные этих организаций (чего на Кировском вокзале нет) и многое другое. Пообещала по возвращению домой, когда смогу пользоваться телефоном, Интернетом, почтой и своими связями поднять проблемы Кировского ЖД вокзала и заставить чиновников исполнять свои прямые обязанности.

Ведь на этом вокзале не только я в беде, но и другие люди. И самое страшное, что никто палец о палец не ударил, чтобы помочь. За то время, пока я уговаривала мне помочь, я видела, как не посадили в поезд инвалида, хотя у него на руках были все документы, как не продавали билет на сегодняшний день пожилой паре, хотя старик со старушкой со слезами на глазах просили, потому что им срочно нужно было ехать в сторону Кемеровской области, а ночевать негде, и много других людей.

И что интересно! Когда я начала не просить, а требовать; не уговаривать, а заставлять; не со слезами на глазах упрашивать, а письменно писать в книге жалоб и предложений, только тогда сотрудники железнодорожного вокзала забегали. Только тогда дежурная по вокзалу нашла место в комнате матери и ребёнка; старший кассир «поймала» два плацкартных места (я уверена, что места и раньше были, и мне нужно было начинать «разгон» этого гадюшника раньше) и обещала в течение двух часов «поймать» еще одно место; служащая справочной созвонилась с другими станциями, нашла справочник электропоездов, сообщила мне все станции, по которым я могу доехать до Екатеринбурга, и узнала время отправления и прибытия, а также стоимость электричек.

Не желая рисковать, мы отправились в путь на электричках.

 

Какой же вывод?

Бардак!

Не зря император российский Николай I, по словам знающих людей, после прочтения книги маркиза Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году», сказал сейчас часто цитируемую фразу: «Б…дь, да в России всего две беды — дураки и плохие дороги!».

Так вот, почти за два века НИЧЕГО не изменилось. В частности, бардак на станции «Киров» Горьковской железной дороги. Я не знаю от чего это зависит: может быть, от руководства РЖД, может быть от тех власть имущих местечковых начальников, которые работают на этом вокзале, но:

1) на железнодорожном вокзале г. Кирова «Комнату матери и ребенка» сдают для платного проживания неизвестным людям.

По прямому назначению ее использовать невозможно.

Это сказала дежурная по вокзалу Татьяна Леонидовна 08.01.2015г. время  11.00-17.00 по московскому времени, так и не предоставив там места 7-летнему ребенку;

2) в справочной железнодорожного вокзала г. Кирова информации не получить: ни о поездах, ни о наличии мест, ни о выходе из сложной ситуации.

Или плати 200 руб., чтобы с тобой поговорили, или работник справочной Харес Марина Александровна будет тебе хамить, листая журнал мод;

3) в кассе администратора – главного кассира кроме купейного, необоснованно дорогущего места ничего не предложат, пока не заплатишь дополнительно денег…ну, или пока за билетом не обратится «свой» для главного кассира человек.

Например, главный кассир-администратор Казакова Ольга Артуровна, возможно, «своему» человеку за определённую мзду продавала плацкартные билеты на нужные места, тогда как в кассах говорили, что билетов нет, только купе.

К счастью, до дома мы добрались. На электричках. И для меня моя проблема решена, но! В такую ситуацию может попасть каждый из нас, а потому я не могу молчать. Если я буду молчать, это будет неправильно.

Уже сейчас, когда все прошло, думаю: хорошо, что я могу за себя постоять, начать требовать, апеллируя нормами закона и указанием на то, что буду жаловаться в контролирующие органы. Могу найти местные центры социальной защиты, общественные организации, позвонить домой и попросить родственников, друзей, близких помочь мне. А ведь есть люди, которые не могут этого делать. Например, человек, который освободился из мест лишения свободы. Если он вдруг попадет в подобную ситуацию? Сможет ли он достойно из нее выйти или станет уличным бездомным? А может вновь сворует-ограбит, не потому что он хочет это делать, а потому что он в безвыходной ситуации?

Сегодня я подготовила и направила жалобы в контролирующие организации, в которых написала о том, с какими нарушениями работников железнодорожного вокзала я столкнулась и просила устранить эти нарушения, привлечь виновных лиц к ответственности.

Знаю, что кто-то скептически скажет, что это бесполезно, но я уверена, что молчать нельзя. «Дитя не плачет, мать не разумеет».

Надеюсь, что мои жалобы дойдут до тех, кто сможет устранить нарушения на железнодорожном вокзале станции «Киров» Горьковской железной дороги, а тех бедолаг, кто не смог доехать до своего дома по вине бездушных существ, будет меньше.

 

С надеждой на лучшее,

Юрисконсульт Горбачева Дарья.

(Пунктуация и орфография автора соблюдены).

 

Памятка для тех, кто оказался вдали от дома без денег и, возможно, без документов и кому нужно добраться домой:

1. Не паниковать! Из любой ситуации есть выход.

2. Электропоезд (электричка) - доступный способ передвигаться. Уточните станции, на которых вам нужно сделать пересадку, чтобы доехать до дома.

Например, из Кирова в Екатеринбург можно добраться следующим способом: электропоезд Киров (Кировская область) – Яр - Балезино (республика Удмуртия). Затем электропоезд Балезино – Пермь II (Пермский край). Далее электропоезд Пермь II – Шаля (уже Свердловская область). В завершении электропоезд Шаля – Екатеринбург.

3. На больших железнодорожных станциях действует перронный контроль, поэтому попасть в электропоезд без оплаты довольно проблематично. Здесь два выхода:

1) поговорить с контролерами, объяснить ситуацию, в которую вы попали, и попросить пропустить без билета;

2) купить билет только до следующей станции.

4. Во время поездки в электропоезде и проверки билетов контролерами также попробуйте объяснить ситуацию, в которую вы попали, и попросить провезти без билета. В случае же, если настоятельно требуют покинуть электропоезд, то помните, что формально контролер прав[2]. Что важно: контролер не имеет права высадить вас на заснеженном полустанке в лесу или поле. 

Если все же выходить из электропоезда приходится, то выходить следует, где есть оборудованный железнодорожный вокзал[3], который открыт круглосуточно. Там вы можете в относительном комфорте, в тепле подождать следующей электрички. Возможно, другой контролёр будет более человечным.

Помните! Хороших людей, готовых вам помочь, больше!

 

Комментарий директора НП «Бюро…» Потапенко Юрия Ивановича:

 Те времена, когда колесил по России в поисках лучшей жизни, я часто сталкивался с подобным хамством и безразличием со стороны тех служащих, которые могли бы помочь. Многие случаи, когда люди попадают в трудную жизненную ситуацию, но не знают, как себя вести, куда обращаться за помощью, что делать и толкает этих людей на необдуманные поступки.

Простой совет всем, кто оказался в беде – Не отчаивайтесь! Научитесь ТРЕБОВАТЬ СОБЛЮДЕНИЯ ВАШИХ ПРАВ, а НЕ  ПРОСИТЬ!

 

 


[1] При указании в данной статье ФИО сотрудника имеются в виду те ФИО, которые были указаны на бэйдже сотрудника.

Дежурная вокзала была без бэйджа и так и не назвала своего ФИО, только лишь по обращениям ее подчиненных «Таня», «Леонидовна» стало понятно, что ее зовут Татьяна Леонидовна.

[2] В соответствии с п.58 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 № 473, при отказе безбилетного физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета), уполномоченным перевозчиком лицом на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, составляется акт в двух экземплярах. Один экземпляр остается у уполномоченного перевозчиком лица, второй выдается безбилетному физическому лицу.

При отказе безбилетного физического лица от подписи акта уполномоченным перевозчиком лицом в акте делается соответствующая запись.

После составления акта с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном статьей 110.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", и безбилетное физическое лицо удаляется из поезда работником перевозчика, на которого в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), на ближайшей железнодорожной станций или остановочном пункте.

[3] В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":

остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации":

железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

 
← назад