Ребята в недоумении и не знают, как быть в этой ситуации, что делать, чтобы работать в рамках правового поля? Как обезопасить работу организации от различных надзорных органов и помочь людям, не нарушая нормы законодательства? Что делать???
Этот вопрос напрямую коснулся и нашей организации, т.к. мы много лет трудоустраиваем бездомных граждан и лиц, вернувшихся из мест заключения.
Юристы нашей организации провели аналитику данного изменения в Закон и составили заключение, которое будет полезно многим некоммерческим и общественным организациям в России, которые решают данные проблемы по трудоустройству целевой группы граждан.
До внесения изменений в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ст.18.1) мы помогали найти работу нашим бездомным следующим образом:
1) Бюро с бездомным человеком заключало гражданско-правовой договор. Трудовой договор заключить невозможно, т.к. у них часто нет паспортов. Да и Бюро по своей уставной деятельности не может это сделать;
2) Бюро с коммерческой организацией заключало договор на оказание услуг по предоставлению персонала. Предмет договора: Исполнитель (Бюро) обязуется оказать Заказчику (коммерч.организация) за плату услуги по предоставлению персонала (разнорабочих) для выполнения подсобных работ, а заказчик обязуется принять и оплатить результаты предоставленных услуг.
Сама организация не желает с бездомным заключить договор (много рисков, т.к. соответствующий контингент). А с Бюро – с удовольствием (т.к. Бюро является определённым гарантом, что работы будут выполнены хорошо).
3) бездомные работали (как правило, подсобными рабочими), а коммерческая организация платила деньги Бюро. Наша организация выплачивала людям, оформленным по гражданско-правовым договорам, а также перечисляла все предусмотренные законодательством налоги.
После вступления изменений в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ст.18.1) юристы и бухгалтера коммерческой организации против заключения договора на оказание услуг по предоставлению персонала и работы по старому алгоритму. Даже не вникают в наш алгоритм. Считают, что Бюро, как частное агентство занятости, должно быть аккредитовано.
Точки зрения наших юристов:
Сомнения, возникающие при заключении договора с НП «Бюро…», не основаны на законе по следующим обстоятельствам:
1) НП «Бюро…» - является некоммерческой организацией. В соответствии с Уставом и кодами ОКВЭД в ЕГРЮЛ видами деятельности Бюро являются:
- наем рабочей силы и подбор персонала;
- предоставление прочих услуг;
2) направляемый для оказания услуг персонал не является работниками Бюро. С людьми заключен гражданско-правовой договор. При получении людьми вознаграждения по гражданско-правовым договорам Бюро платит соответствующие налоги, обязанность уплаты которых возникает при заключении гражданско-правовых договоров. Трудовых отношений между разнорабочими и Бюро не существует;
3) Бюро оказывает услуги, но не осуществляет деятельность по предоставлению труда работников (персонала).
Следовательно, правоотношения, возникающие из договора на оказание услуг регулируются нормами гражданского, но не трудового законодательства. В частности, гл.39 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг».
Смотрим новый НПА:
п.1 ст.18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала) - направление временно работодателем (далее также - направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также - принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Наши правоотношения не подходят под данную норму, т.к. Бюро, кроме прочего указанного выше, не работодатель для разнорабочих.
Смотрим новый НПА:
п.2 ст.18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.
Наши правоотношения не подходят под данную норму, т.к.
1) предмет нашего договора – «оказание услуг», но не «предоставление труда работников»;
2) разнорабочие не являются работниками Бюро (см. ст.15 Трудового кодекса РФ «Трудовые отношения»).
Если рассматривать вопрос с другой стороны: риск привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Привлечение к административной ответственности невозможно, т.к. отсутствует состав правонарушения, отсутствует объективная сторона правонарушения. В соответствии с указанной нормой, объективной стороной является «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Наши правоотношения регулируются гл.39 Гражданского кодекса РФ и заключённым договором, следовательно, отсутствует нарушение трудового законодательства.
Таким образом, заключение договора на оказание услуг между коммерческой организацией и НП «Бюро…» возможно.
Иными словами, лицу предоставляющему труд других лиц в найм, чтобы не попасть под квалификацию заемного труда необходимо:
1. Заключить с физическим лицом гражданско-правовой договор, который контролирующие органы не смогут переквалифицировать на трудовой. Самый простой вариант это заключение договора на оказание услуг.
2. Далее между организациями заключается любой гражданско-правовой договора (например, договор на оказание услуг) по которому ответственным является организация (работы за которую будут выполнять физические лица, с которыми так же заключен гражданско-правовой договор).
Очень важен вопрос оплаты. Денежные средства по договору оказания услуг должны поступать на счет организации, а уже потом в рамках другого договора перечисляться физическим лицам. Если денежные средства напрямую будут перечисляться физически лицам, то у контролирующих органов будет основания для квалификации таких отношений на заемный труд.
Сразу же оговоримся, что данная схема не может расцениваться как абсолютная возможность обойти заемный труд. Каждую конкретную ситуацию контролирующие органы будут расценивать с учетом всех конкретных особенностей. Единственная возможность избежать нареканий - это правильно оформить все договоры, что на практике не всегда возможно с учетом интересов всех сторон. Возможно со временем, с учетом правовых пробелов, схема будет отработана, до той поры никаких рекомендаций дать нельзя.
Идея законодателя – необходимая, замечательная, но, как всегда, небыли учтены некоторые моменты, касающиеся деятельности таких организаций, как наша. И, возможно, в дальнейшем законодатель учтет и дополнит нормы законодательства во благо работы некоммерческих и общественных организаций, занимающихся проблемами лиц без определенного места жительства и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
Мы надеемся, что наши разъяснения будут полезны в работе НКО.
Диалог между коллегами получился позитивным и выявил ряд проблем по защите прав социально незащищенных категорий граждан.
Эта встреча ещё раз подтвердила, что взаимодействие между некоммерческими и общественными организациями успешно работает и всегда дает положительные результаты.
Только совместными усилиями мы сможем делать людям добро!