Наши умы всегда будоражат любые нововведения, касающиеся включения НКО в федеральный реестр исполнителей общественно полезных услуг. Правовые нормы, вступившие в силу с 01.01.2017г., далеки от совершенства и вводят в ступор правоприменителей.
Краткий экскурс в суть вопроса: в соответствии со ст.31.4 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях"
1. В случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в пункте 2.2 статьи 2 настоящего Федерального закона, по решению уполномоченного органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
2. Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Имеется Постановление Правительства РФ от 26 января 2017 года №89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг», которым утверждены Правила принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и Правила ведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
Как оказалось на практике, мало кто знает, как попасть в этот реестр, да и сам порядок включения в реестр несовершенен.
В нашу организацию из Общественной палаты Свердловской области поступило обращение, в котором просят наших экспертов дать заключение, относительно законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по выдаче заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг установленным критериям».
Мы с радостью выполнили эту просьбу, так как, сами испытали, как правозащитникам тяжело попасть в этот реестр, тем более, что процедура включения в данный реестр совсем не отработана и имеет свои недостатки.
Основные пожелания в данном случае у нас такие:
1) позволить НКО самим выбирать, куда подавать заявку на получение заключения для включения в реестр исполнителей общественно полезных услуг: в федеральный орган государственной власти или же в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, чтобы избежать «местнячкового» притеснения НКО;
2) сократить сроки выдачи заключения с 30 до 15 дней, т.к. необоснованно долгий срок затягивает принятие решения о включении в реестр исполнителей общественно полезных услуг;
3) предусмотреть упрощенную, не связанную с обращением в суд, процедуру оспаривания принятого решения об отказе в выдаче положительного заключения.
Копию нашего ответа можно посмотреть здесь: