Огромное количество социально незащищенных категорий граждан: бездомные, у которых нет возможности быть социально полезными, так как они не имеют элементарного – крыши над головой; бывшие заключенные, которые выходят за стены исправительного учреждения в никуда со своей справкой об освобождении и пожизненным клеймом бывшего зека; инвалиды, пенсионеры, ветераны боевых действий, многодетные родители и многие, многие другие. И каждый из них в равной мере нуждается в помощи и поддержке.
Во-первых, потому что каждый из них является человеком с тем набором прав и законных интересов, которые свойственны любому человеку в нашей стране;
во-вторых, потому что согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, а в соответствии с ч.2 ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав человека и гражданина.
Так сложилось, что социально незащищенные граждане нашей страны, как правило, сами защитить свои права зачастую не в состоянии в силу тех или иных причин: незнание закона, несовершенство законодательства и прочее, непреодолимые бюрократические препятствия...
Успешно справляется с защитой прав и законных интересов данных категорий граждан некоммерческий сектор, который, где нужно, поставит на место зарвавшегося чиновника, где можно, пролавирует между закостеневшими и не отражающими реальную обстановку правовыми нормами, да и в целом эффективнее государственных органов справляется с функцией социальной защиты людей.
К счастью, Президент нашей страны - Владимир Владимирович Путин уже давно пытается донести и до чиновников мысль о том, что некоммерческий сектор успешен в помощи людям, а потому НКО необходимо помогать, создавать систему помощи некоммерческим организациям не только из федерального центра, но и в регионах на местах.
Так почему же это так тяжело «доходит» до местных чиновников? Почему возникают «перекосы», явная дискриминация тех или иных НКО, реально помогающих гражданам?
Мы не знаем, как решается данный вопрос в других регионах, а у нас в Свердловской области налицо - явная дискриминация НКО, оказывающих помощь лицам, освобождённым из мест лишения свободы.
Посудите сами: Министерство социальной политики Свердловской области объявляет конкурс на предоставление субсидий некоммерческим организациям с техническим заданием на выполнение социально значимого проекта «Помощь освободившимся из мест лишения свободы» (приказ министра социальной политики Свердловской области №314 от 15.06.2017г.). Размер субсидии - всего 200 тысяч рублей. А техническое задание тянет не менее чем на 500000 руб.! Конечно, если все условия технического задания выполнять реально и качественно, а не на бумаге, то набежит не 200000 руб., а намного более.
Взяв техническое задание, мы кратко посчитали, сколько необходимо денежных средств, чтобы выполнить его условия:
Нанять юристов для работы в офисе, да еще и для выездов в исправительные учреждения и в муниципальные образования, да памятки составить, значит, запланировать в бюджете проекта не менее 60 тысяч руб. вместе с налогами;
Для выездов в муниципалитеты и в пенитенциарные учреждения нужно арендовать машину (на общественном транспорте ехать нерационально, т.к. с собой необходимо брать ноутбук со справочно-правовой системой, принтер, чтобы во время консультации распечатать необходимые документы обратившемуся за помощью человеку, а также наши печатные издания) – на 10 выездов не менее 30 тысяч рублей;
Уплата госпошлины для обратившихся за помощью гражданам – 30 тысяч рублей;
Разработка и издание полноцветных памятки и буклета – не менее 150 тысяч рублей.
А кроме того, необходимы расходные материалы (бумага, ручки, файлы, флэш-носители и СD-диски и проч.) – около 20 тысяч рублей,
обслуживание и сопровождение сайта (это предусмотрено техническим заданием) – по самым скромным расценкам 10тысяч руб.,
привлечение волонтеров, а значит оплата им проезда и суточных расходов – хорошо бы в 10 тысяч уложиться,
организация фото и видеосъемки – хорошо, что после реализации прошлых проектов остались видеокамера и фотоаппарат,
покупка справочно-правовой системы – тут вообще цены немалые от 30 тысяч руб. и до 200тысяч руб.
Итого для реализации данного технического задания необходимо по самым минимальным расценкам 340 тысяч рублей.
Конечно, большую часть расходов проекта НКО возьмет на себя и это будет вклад в реализацию проекта (ведь как-то мы и без финансирования извне выживаем и оказываем помощь людям). Но мы не привыкли работать спустя рукава, реализуя тот или иной проект: если уж делать полноцветные памятку и буклет (что регламентировано техническим заданием), то их содержание должно быть действительно полезным для лиц, освобождаемых из мест лишения свободы (а это не менее 50-60 страниц текста, да еще и фотографии нужно в издание вставить), а цена у такого издания увеличится в разы.
И нам непонятно почему эти «мудрецы» из данного Министерства всегда пытаются сделать всё наоборот, что намного усложняет работу некоммерческого сектора и не помогает рациональному решению по вопросам помощи гражданам. Почему-то им там, в кабинетах, видится совсем иная картинка, а не та, которую видим мы - общественники, исходя из реального положения работы с людьми на «земле».
Мы уже давно забыли, когда в последний раз участвовали в совместных с Министерством социальной политики Свердловской области мероприятиях, направленных на решение проблем людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. И это очень плохо, т.к. чиновники не хотят слышать общественников и не пытаются найти компромиссное решение для того, чтобы урегулировать эту ситуацию.
Отсюда и возникает вопрос: как можно реально и качественно реализовать проект, получив на него всего лишь 200 тысяч руб.?! Уже изначально эта сумма попахивает обманом и фикцией, что навязывается победителю этого конкурса на некачественное исполнение проекта. Либо нужно увеличить сумму проекта, либо уменьшить требования технического задания, убрав ненужный функционал, который не принесет положительного результата, а создает лишь фикцию сделанной работы.
Мы исследовали сайт Министерства социальной политики и с удивлением заметили, что, как ни странно, по другим направлениям для реализации социально значимых проектов предоставляется сумма в пять раз больше, а то и в пятнадцать (Протокол). Например, Свердловской региональной общественной экологической организации «ЭКА-Екатеринбург» дважды в этом году давали по миллиону; Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров – 792 тыс.руб.+ 720 тыс.руб.+ 965тыс.руб.+ 3 млн.375 тыс.руб.+ 1 млн. 50тыс.руб.+ 250тыс.руб., итого 7млн 152тыс.руб. а ведь они и в прошлый год получили субсидию. Можно сказать прямо, что эти «прикормленные и домашние» организации давно уже «сидят на областном бюджете».
В дальнейшем, в отчетах Министерства, мы услышим громкие слова и звуки фанфар о том, какие они – такие хорошие и «пушистые» помогают некоммерческим организациям нашего региона и будут показывать цифры в несколько десятков миллионов рублей, якобы, направленных на поддержку НКО.
Очень возмущает такой момент несправедливости... Почему такая дискриминация?! Почему такое ущемление НКО, работающих по направлениям в вопросах защиты прав бывших заключенных? Для ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, дают всего– 200 тыс. руб, а для своих «домашних» организаций – 7 с лишним миллионов рублей, что (в 35 раз больше).
В заключение необходимо указать, что реально оценивая ту работу, которую нужно выполнить по проекту, мы не возьмемся реализовывать такой проект с такой маленькой финансовой поддержкой, но с интересом посмотрим, как какой-нибудь победитель этого конкурса освоит бюджетные деньги и сможет ли НКО помочь людям в том объеме, который указан в техническом задании.