Проект закона Свердловской области «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области»

19 августа 2013

Во время деловой встречи представителей общественных и некоммерческих организаций с вице-губернатором Свердловской области Яковом Петровичем Силиным и Уполномоченным по правам человека Свердловской области Татьяной Георгиевной Мерзляковой «18» июля 2013 года рассматривались вопросы, связанные с оказанием поддержки и помощи лицам, находящимся в кризисной жизненной ситуации. Также обсуждался вопрос об отсутствии правового регулирования социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений Свердловской области.

На протяжении длительного времени наша организация работает с указанной категорией наших сограждан, оказывает им поддержку и помощь и не понаслышке знает их проблемы. Также нашей организацией в лице юриста Дарьи Александровны Горбачевой разработан проект закона «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области».

Со своей стороны мы выражаем искренние слова благодарности юристу Санкт-Петербургской Благотворительной региональной организации "Ночлежка" Игорю Карлинскому за оказание необходимой юридической помощи при подготовке данного проекта.


Вице-губернатору Свердловской области
Силину Якову Петровичу

О проекте Закона Свердловской области «О социальной
реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из
учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области»

Уважаемый Яков Петрович!

Ранее в Ваш адрес направлялось письмо (исх.№69/2013 от 13.08.2013г.) «О проекте Закона Свердловской области «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» с приложением проекта указанного закона и пояснительной запиской.
Указанные документы были размещены на сайте нашей организации и направлены коллегам из других регионов для оценки и, в случае необходимости, корректирования.
Совместно с нашими коллегами были рассмотрены замечания к законопроекту и решено внести следующие изменения:
1. откорректировано название закона;
2. текст п.2 ст.1 законопроекта изложен в новой редакции;
3. в п.2 ч.1 ст.2 законопроекта включено определение понятия «социальная реабилитация (ресоциализация)»;
4. пояснительная записка изложена в новой редакции.

Направляем в Ваш адрес проект Закона Свердловской области «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области», а также пояснительную записку к нему с изменениями. Просим Вас рассмотреть указанные документы и инициировать принятие закона в Свердловской области.

«23» августа 2013г.

С уважением!
Директор Некоммерческого партнерства
«Бюро по трудоустройству лиц попавших
в экстремальную жизненную ситуацию»___________________________ /Ю.И. Потапенко/

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона Свердловской области "О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области ". (Скачать в формате PDF)

Проект Закона Свердловской области «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области» направлен на создание правовой основы социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания из исправительных учреждений Свердловской области.

Подготовка законопроекта вызвана криминогенной обстановкой в Свердловской области, потребностью в оказании постпенитенциарной помощи освобожденным из мест лишения свободы из исправительных учреждений Свердловской области, несовершенством государственно-правового механизма регулирования института социальной помощи.

Следует отметить, что на федеральном уровне уже давно муссируется необходимость принятия закона о социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, но до настоящего времени дальше законопроектов дело не идет. Вместе с тем, в регионах уже приняты и действуют указанные законы (например, Республика Башкортостан, Архангельская область и иные).

Принятие Закона Свердловской области «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области» необходимо.

На сегодняшний день среди лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, достаточно высоким остается рецидив преступлений. Так, согласно информации, содержащейся на официальном сайте Организационно-методического центра Свердловской области (адрес в сети Интернет: http://uralsocinform.ru/otbyvshim-nakazanie/analiticheskie-materialy-po-otbyvshim-nakazanie), по Свердловской области в течение 2009-2010 гг. и 1 полугодия 2011 г. регистрируется достаточно высокий уровень повторной преступности. Так, в 2009 году на территории области было совершено 15250 повторных преступлений (2008 г. – 15861, -3,9%), при этом их доля от всех совершенных преступлений составляла 26,3% (2008 г. – 27,3%). К уголовной ответственности повторно привлечено 12031 человек (2008 г. – 12666, -5%), в том числе ранее судимых – 11490 (2008 г. – 12240, -6,1%), что составило 27% от всех лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

В 2010 году зарегистрирован рост рецидив преступлений: ранее совершавшими преступления повторно совершено 15686 преступлений, что на 2.9% больше, чем в 2009 г., их доля составила 28,6%. К уголовной ответственности повторно привлечено на 5,9% больше, чем в 2009 году (12743), из них ранее судимых – 11750 (+2,3%), что составило 28,9% от всех лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

В 1 полугодии 2011 года к уголовной ответственности повторно привлечено 5812 граждан, в том числе ранее судимых – 5563. При этом доля преступлений, совершенных ранее судимыми, от всех раскрытых преступлений составила 29,2%.

В 76,6% случаях на момент совершения преступления указанные лица являлись безработными - 5256, каждое третье преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения 2144.

Таким образом, становится очевидным, что в числе факторов, обусловливающих сложившуюся ситуацию, не последнее место занимает трудовая и бытовая неустроенность освободившихся из мест лишения свободы. Поскольку за время пребывания в условиях изоляции от общества большинство из них утратили социально полезные связи, многим практически заново приходится решать вопросы трудового и бытового устройства, освоения новых профессий, получения дополнительного образования.

Российское уголовно-исполнительное законодательство (ст. 180, 181, 182 УИК Российской Федерации) закрепляет права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, а также обязанность администрации учреждений по оказанию им в этом содействия. Вместе с тем действующий УИК Российской Федерации не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения в сфере социальной помощи освобожденным, отношения государства и освобожденного лица после завершения исполнения наказания и не определяет порядок оказания социальной помощи, а содержит отсылочные нормы, определяющие трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

Сложилась ситуация, когда, с одной стороны, увеличивается количество лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и нуждающихся в социальной помощи, а с другой отсутствуют правовые основы оказания такой помощи в решении вопросов их ресоциализации.

Целью данного законопроекта является обеспечение прав освобожденных из мест лишения свободы, предупреждение рецидива преступлений с их стороны, укрепление законности и правопорядка в обществе, создание законодательной и нормативной правовой базы для обеспечения условий успешной социальной адаптации освобожденных, решение вопросов их трудового и бытового устройства, восстановление утраченных социально полезных связей.

В подготовленном законопроекте учтены действующие международные стандарты, положения Конституции Российской Федерации, особенности современного этапа реформирования уголовно-исполнительной системы, требования гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, нормы действующего законодательства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Свердловской области.

Законопроект устанавливает правовые, организационные принципы и основные направления оказания социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания в Свердловской области, их правовое положение, а также компетенцию и обязанности государственных органов исполнительной власти Свердловской области и местного самоуправления в решении этих вопросов.

Учитывая имеющиеся социально-экономические проблемы и трудности при осуществлении финансирования социальных программ, в подготовленном законопроекте первоочередное внимание обращено на гуманитарный характер решения проблемы и максимальную реализацию действующих законодательных норм. Поэтому принятие нового закона и его последующая реализация не потребуют значительных финансовых затрат.

Проект закона Свердловской области «О социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области» (Скачать в формате PDF)

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего закона

1. Настоящий закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением социальной адаптации лиц, в том числе несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Свердловской области.
2. Настоящий закон распространяет свое действие на граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, отбывших наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), расположенных на территории Свердловской области, а также на иных субъектов, осуществляющих деятельность, направленную на их социальную реабилитацию и адаптацию.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем законе

1. Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:
1) социальная адаптация лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - социальная адаптация), - система правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на социальную поддержку и социальное обслуживание лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
2) социальная реабилитация (ресоциализация) – процесс повторного вживания лица, освобожденного из мест лишения свободы, в систему представлений о ценностях, существующих в обществе, включающий в том числе мероприятия по восстановлению утраченных человеком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения;
3) система социальной адаптации - совокупность согласованных совместных действий органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, некоммерческих организаций, общественных объединений и иных организаций, должностных лиц, граждан по осуществлению социальной адаптации во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Свердловской области, правоохранительными и контролирующими органами;
4) субъекты системы социальной адаптации - органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, некоммерческие организации, общественные объединения и иные организации, должностные лица и граждане, участвующие в осуществлении социальной адаптации.
2. Иные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

Статья 3. Правовая основа осуществления социальной адаптации

Правовую основу осуществления социальной адаптации составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"), Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Свердловской области, настоящий закон, другие областные законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области.

Статья 4. Основные цели, направления и принципы осуществления социальной адаптации

1. Основными целями осуществления социальной адаптации являются:
1) активное приспособление лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также преодоление ими последствий негативного воздействия отбывания наказания в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы на их психологическое, психоэмоциональное и физическое состояние;
2) предупреждение совершения повторных преступлений лицами, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, и стимулирование их законопослушного поведения;
3) обеспечение безопасности граждан в Свердловской области.

2. Основными направлениями осуществления социальной адаптации являются:
1) создание системы социальной адаптации;
2) социальное обслуживание лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
3) содействие занятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
4) обеспечение лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, жилыми помещениями;
5) проведение в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Свердловской области, уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сферах образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта и (или) их подведомственными государственными учреждениями Свердловской области мероприятий, направленных на подготовку лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к активному приспособлению к принятым в обществе правилам и нормам поведения после их освобождения;
6) оказание содействия лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, в восстановлении социально полезных связей;
7) обеспечение иных прав и законных интересов лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.

3. Социальная адаптация осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) гуманность;
4) комплексность;
5) доступность и открытость;
6) ответственность субъектов системы социальной адаптации;
7) индивидуальный подход.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Свердловской области и подведомственных им государственных учреждений Свердловской области по осуществлению социальной адаптации

1. К полномочиям Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области относятся:
1) принятие областных законов по вопросам осуществления социальной адаптации и контроль за их исполнением;
2) утверждение в составе областного бюджета расходов на реализацию долгосрочных целевых программ Свердловской области по вопросам осуществления социальной адаптации;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

2. К полномочиям Правительства Свердловской области относятся:
1) принятие постановлений Правительства Свердловской области по вопросам осуществления социальной адаптации и контроль за их исполнением;
2) утверждение долгосрочных целевых программ Свердловской области по вопросам осуществления социальной адаптации;
3) определение порядка формирования и ведения единой региональной информационной базы данных лиц, подлежащих освобождению из учреждений уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Свердловской области;
4) определение исполнительного органа государственной власти Свердловской области, уполномоченного на выявление и ведение учета лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, фактически проживающих на территории Свердловской области;
5) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

3. К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Свердловской области относятся:
1) обеспечение подготовки работников государственных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области (далее - учреждения социального обслуживания), осуществляющих социальную адаптацию;
2) организация выявления и ведения учета лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, фактически проживающих на территории Свердловской области и нуждающихся в социальном обслуживании, в порядке, установленном постановлением Правительства Свердловской области;
3) принятие мер по предоставлению социальных услуг лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, нуждающимся в социальном обслуживании, в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
4) обеспечение разработки и издания справочно-информационных материалов по вопросам оказания социальных услуг и мер социальной поддержки для лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
5) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

4. К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере здравоохранения относятся:
1) принятие мер по своевременному медицинскому обследованию лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в государственных учреждениях здравоохранения Свердловской области (далее - учреждения здравоохранения) в целях выявления и лечения туберкулеза и иных социально опасных заболеваний;
2) организация оказания в учреждениях здравоохранения необходимой медицинской помощи лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

5. К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере образования относятся:
1) организация предоставления основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;
2) создание условий для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, для получения начального профессионального образования, профессиональной подготовки, самообразования;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

6. К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере культуры относятся:
1) организация проведения концертов и иных культурных мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Свердловской области;
2) организация передачи книг из резервного фонда государственных библиотек Свердловской области учреждениям уголовно-исполнительной системы, находящимся на территории Свердловской области;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

7. К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере занятости населения относятся:
1) обеспечение информирования лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, о положении на рынке труда, видах и порядке предоставления государственных услуг в сфере занятости населения;
2) разработка и издание информационно-справочных материалов для лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, по вопросам содействия трудоустройству;
3) организация разработки информационных материалов для работников государственных учреждений Свердловской области, подведомственных уполномоченному исполнительному органу государственной власти Свердловской области в сфере занятости населения, по взаимодействию с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы по вопросам осуществления социальной адаптации;
4) обеспечение предоставления государственных услуг в сфере занятости населения лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, зарегистрированным в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы или признанным в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", безработными гражданами;
5) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

8. К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере молодежной политики относятся:
1) организация культурно-зрелищных мероприятий для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Свердловской области, из числа молодежи;
2) привлечение лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, из числа молодежи к участию в молодежных трудовых отрядах;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

9. К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере физической культуры и спорта относятся:
1) организация и проведение спортивных мероприятий среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Свердловской области;
2) пропаганда здорового образа жизни среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Свердловской области, и лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

10. Уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, указанные в пунктах 3 - 9 настоящей статьи, осуществляют социальную адаптацию непосредственно и (или) через подведомственные им государственные учреждения Свердловской области во взаимодействии с иными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, некоммерческими организациями, общественными объединениями и иными организациями, должностными лицами, гражданами, а также во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Свердловской области, правоохранительными и контролирующими органами.

11. Между органами государственной власти Свердловской области, указанными в пунктах 1 - 9 настоящей статьи, и другими субъектами системы социальной адаптации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Свердловской области, правоохранительными и контролирующими органами могут заключаться соглашения, устанавливающие порядок предоставления информации о лицах, подлежащих освобождению и освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.

Статья 6. Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Свердловской области по осуществлению социальной адаптации

1. К полномочиям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловской области относятся:
1) координация деятельности уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области, указанных в пунктах 3 - 9 статьи 5 настоящего закона, их подведомственных учреждений при осуществлении ими социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний;
2) участие в разработке долгосрочных целевых программ Свердловской области по вопросам осуществления социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний;
3) участие в разработке нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам осуществления социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний;
4) обобщение и распространение положительного опыта работы субъектов системы социальной адаптации в сфере осуществления социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний;
5) взаимодействие с некоммерческими организациями, общественными объединениями и иными организациями, а также средствами массовой информации в решении проблем социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний;
6) осуществление методического руководства деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Свердловской области, образуемых в муниципальных образованиях Свердловской области (далее - территориальные комиссии по делам несовершеннолетних), по осуществлению социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний;
7) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

2. К полномочиям территориальных комиссий по делам несовершеннолетних относятся:
1) информирование соответствующих органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний;
2) оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

Статья 7. Участие органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, общественных объединений, иных организаций и граждан в осуществлении социальной адаптации

1. Органы местного самоуправления осуществляют социальную адаптацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом, иными областными законами и муниципальными правовыми актами в пределах полномочий по решению вопросов местного значения.

2. Некоммерческие организации, общественные объединения и иные организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности вправе принимать участие в осуществлении социальной адаптации в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом, иными областными законами, своими учредительными документами.

3. Граждане вправе принимать участие в осуществлении социальной адаптации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

Статья 8. Мероприятия по социальному обслуживанию лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и оказавшихся в трудной жизненной ситуации

1. Социальное обслуживание лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Свердловской области и подведомственными ему учреждениями социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области в следующих формах:
1) на дому путем предоставления социальных услуг лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, которые нуждаются в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. При этом таким лицам, являющимся одинокими гражданами или гражданами, частично утратившими способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи;
2) в стационарных учреждениях социального обслуживания путем предоставления социальных услуг лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном постороннем уходе;
3) в учреждениях социального обслуживания в дневное время путем предоставления социально-бытовых, социально-медицинских и иных социальных услуг лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, которые являются гражданами преклонного возраста, инвалидами, а также иными гражданами, в том числе несовершеннолетними, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению;
4) в учреждениях социального обслуживания путем предоставления консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты, а также путем оказания реабилитационных услуг;
5) путем предоставления лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, материальной помощи в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства Свердловской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

2. В целях социального обслуживания лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, могут создаваться центры социальной адаптации, которые:
1) оказывают содействие лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы и оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в получении социального обслуживания в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
2) способствуют занятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
3) оказывают содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, полагающихся лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы и оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
4) консультируют лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по социально-правовым вопросам;
5) оказывают содействие лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы и оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в оформлении документов, необходимых для получения жилого помещения, лечения, пенсионного обеспечения;
6) осуществляют иные действия, направленные на оказание социальной поддержки лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы и оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

Статья 9. Оказание квалифицированной медицинской помощи лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере здравоохранения и подведомственные ему учреждения здравоохранения обеспечивают оказание квалифицированной медицинской помощи лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области в рамках государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статья 10. Мероприятия по содействию занятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы

1. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере занятости населения и подведомственные ему государственные учреждения Свердловской области в целях содействия занятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы:
1) оказывают содействие лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, в поиске подходящей работы;
2) организуют специализированные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест для лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
3) организуют и осуществляют профессиональную ориентацию лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
4) осуществляют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
5) направляют для участия в оплачиваемых общественных работах лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, зарегистрированных в органах службы занятости населения, находящихся на территории Свердловской области, в целях поиска подходящей работы;
6) организуют временное трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, испытывающих трудности в поиске работы;
7) содействуют самозанятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;
8) осуществляют иные мероприятия, направленные на содействие занятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.

2. Органы местного самоуправления в целях содействия занятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вправе участвовать в организации и финансировании:
1) проведения оплачиваемых общественных работ;
2) временного трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, испытывающих трудности в поиске работы;
3) ярмарок вакансий.

3. Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости населения, находящимся на территории Свердловской области, в получении достоверной информации о занятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.
4. Иные субъекты системы социальной адаптации содействуют занятости лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

Статья 11. Мероприятия по обеспечению жилыми помещениями лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы

1. Лица, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, нуждающиеся в жилых помещениях, принимаются органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

2. Лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, нуждающимся в предоставлении временного приюта, такой приют предоставляется в специализированных учреждениях социального обслуживания.

3. Центры социальной адаптации могут предоставлять лицам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы, нуждающимся во временном жилом помещении, жилые помещения на определенный срок в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Финансовое обеспечение расходов органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, общественных объединений, иных организаций и граждан, связанных с реализацией настоящего закона

1. Финансовое обеспечение расходов органов государственной власти Свердловской области, связанных с реализацией настоящего закона, производится за счет средств областного бюджета.

2. Финансовое обеспечение расходов органов местного самоуправления, связанных с реализацией настоящего закона, производится за счет средств местных бюджетов.

3. Финансовое обеспечение расходов некоммерческих организаций, общественных объединений, иных организаций, связанных с реализацией настоящего закона, производится за счет их собственных средств, а также за счет средств областного и местного бюджета, выделяемых в форме предоставления субсидий или в форме грантовой поддержки деятельности соответствующих некоммерческих организаций, общественных объединений, иных организаций и граждан, оказывающих помощь и поддержку лицам, освобождающимся из исправительных учреждений Свердловской области.

4. Финансовое обеспечение расходов граждан, связанных с реализацией настоящего закона, производится за счет их собственных средств.

Статья 13. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Губернатор
Свердловской области

г. Екатеринбург

← назад