Сегодня мы хотим рассказать о равнодушии близких людей, о неэффективности и отсутствии системы поддержки людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, со стороны государственных социальных учреждений, о неравнодушии и отзывчивости совсем посторонних людей.
Но обо всём по порядку…
Сегодня днём в нашу организацию позвонила женщина, представилась Ольгой и рассказала, что на Тюменской трассе женщина с двумя детьми добираются автостопом из города Костромы, очень замерзли и находятся в полном отчаянии от своего положения. По телефону мы не стали ничего расспрашивать, а только попросили, что если есть возможность, пусть привозит их к нам в помещение. Здесь люди отогреются, мы всё подробно выясним, и тогда будем решать, что делать дальше. Примерно через час с небольшим они приехали к нам. Мы увидели уставшую, немного испуганную женщину с сыном на вид лет 14 и дочкой 5-ти лет. Сначала разговор шёл очень трудно, но горячий чай, печенье и доброжелательное отношение с нашей стороны, расположили их и женщина рассказала свою историю…
Зовут её Ольга, ей 43 года, сыну Игорю 19 лет, а дочке Валерии 5 лет. Всю жизнь она прожила в Омской области в небольшом посёлке, где работала дояркой. Отец Игоря много лет назад уехал на заработки в другой город, где и создал новую семью. Она сошлась с другим мужчиной и родилась девочка Валерия. Новый муж сильно пил, избивал её и сына (мальчик отстаёт в развитии и умственная заторможенность), она выгоняла его, жаловалась в полицию, в администрацию, но положительного результата так и не было, а он вновь приходил обратно и поселялся в их доме. Так и жили, пока он в ноябре прошлого года на её глазах не выкинул дочь из окна дома. Очень повезло, что дом частный, а под окном сугроб. Поняв, что помощи ждать не откуда и надеяться не на кого, и это стало последней каплей терпения, ночью она собрала детей, документы и первым автобусом уехала в город Омск, в надежде найти работу с жильём. Но не всё так просто, как это казалось бы. В Омске она попала в реабилитационный центр «Преображение», (которых расплодилось в нашей стране великое множество), где у неё сразу забрали все документы, телефон. Целыми днями они под «охраной» расклеивали листовки и разные объявления, но денег за сделанную работу никто так и не заплатил. Их унижали, оскорбляли и через неделю, она со слезами забрала документы и ушла из этого ада вместе с детьми. Как рассказала Ольга даже само слово «Центр» теперь приводит их в ужас. Они решили ехать в Костромскую область, где живут мама Ольги и родная сестра с семьёй, вроде близкие и родные люди, которые смогли бы принять и помочь им. Поехали автостопом, так как паспорта у сына нет, его разорвал отчим, когда парень сказал, что его принимают на работу. Странно, что никто не посоветовал ехать электричками, но мир не без добрых людей и они добрались до Костромской области. К сожалению, встретили их очень холодно, маме Ольги 80 лет и она уже сама себя не может обслуживать, а полностью зависит от старшей дочери, которая и стала хозяйкой в доме. Увидев на пороге Ольгу с детьми, сестра сразу заявила, что она здесь хозяйка и делить дом с ней не собирается. Две недели безуспешных поисков работы по близлежащим деревням не принесли положительного результата, даже если и есть работа, то либо нет жилья, либо не берут с детьми. В итоге сестра показала на дверь и выгнала их. Так Ольга с детьми опят автостопом поехала в обратную сторону и оказалась в Екатеринбурге, где их и увидела неравнодушная женщина Ольга, которая, как оказалось, была женой руководителя общественной организации.
Многое, конечно наша героиня не договаривает, но если человек не хочет говорить, мы никогда не лезем в душу, не осуждаем и не читаем морали и нотации. Для нас важен в первую очередь вопрос, не почему она оказалась в такой ситуации, а чем мы можем ей помочь? Конечно, главная проблема, куда устроить всю семью? Нужен ночлег, возможность помыться, восстановить документы её сыну, нужна работа, но есть и маленькая девочка, вопросов много, а ответов нет. Мы стали обзванивать в первую очередь государственные учреждения социальной защиты населения, и результат оказался нулевой. Обратились в организацию «Малахит», которая по документам фигурирующим на сайте Министерства социальной политики Свердловской области, получает десятки миллионов рублей ежегодно на свою деятельность, якобы на поддержку социально незащищенных категорий граждан, но в реальности, никакой помощи, кроме как на бумаге, люди не получают. Оказалось, что эта так называемая организация помощи принимает только женщин с детьми до 3-х лет, больше никакой информации от них не получили. Мы начали звонить в различные организации, в том числе в общественную организацию «Екатерина», где нам ответили, что у них нет помещения для проживания, и подобного рода помощь они не оказывают, хотя всегда позиционировали себя с организацией помощи людям.
Что делать? Как помочь этой семье? Проблема ещё и в том, что семью нельзя разделять, т.к. несмотря на то, что сыну 19 лет, он не приспособлен жить без мамы, и он не выживет без неё и сама мама не готова разлучаться с сыном. Единственные, кто искренне откликнулись на нашу просьбу – это Лариса Лазарева, общественная организация «Аистенок» и Тимофей Жуков, депутат городской думы города Екатеринбурга, которые предложили свою помощь. Пока обзванивали государственные учреждения, моя жена Марина позвонила фермеру, который нам написал, что готов принять семью и предоставить работу и жильё. Рассказали ему ситуацию нашей героини, Дмитрий, так зовут этого фермера, сказал, что примет их и есть небольшой домик, работа для Ольги дояркой, для сына подберут то, что ему под силу и частный детский садик в поселке есть. Мама с детьми оживилась прямо на глазах, обрадовалась и конечно, согласилась. С помощью неравнодушной женщины Ольги и нас мы купили маме с детьми билеты на электричку до Тюмени, и завтра они приедут к Дмитрию. Надеемся, что у них всё сложится благополучно и страдания этой ещё молодой женщины закончатся, а семья обретет спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
Огромное спасибо всем неравнодушным людям, которые, не раздумывая, не прикрываясь инструкциями, уставами и прочей бюрократией, очень помогли этой семье не попасть на социальное дно… Чёрствость со стороны чиновников от соцзащиты, зашкаливает… Работать не хотят, а создают лишь видимость… Бог им судья!
(Фотографирование и публикация фотографий произведены с согласия обратившихся).