Выход-платный

29 января 2011
Теперь осужденному, чей срок подошел к концу, могут выдать на руки 850 рублей. А когда у человека есть деньги в кармане, перед ним открываются многие двери.

Теперь осужденному, чей срок подошел к концу, могут выдать на руки 850 рублей. А когда у человека есть деньги в кармане, перед ним открываются многие двери.

 Конечно, кому-то сумма может показаться небольшой, но вряд ли было бы справедливо устанавливать осужденным "золотые парашюты", как уволенным топ-менеджерам, или какие-нибудь подъемные пособия. Все-таки в данном случае у людей особая ситуация.

Однако и обществу важно, чтобы освобожденный арестант не оставался неприкаянным. Если из тюрьмы его выбросят на улицу, без копейки, без одежды, есть риск, что человек опять пойдет грабить и убивать. Когда общество отворачивается от бывшего арестанта, он может ударить и в спину.

Поэтому лучше все-таки проследить, куда и зачем (и с чем) пойдет на воле бывший заключенный. Единовременное денежное пособие, о котором идет речь, выдается освобожденному скорее на карманные расходы, чтобы по дороге домой не возникло неприятных казусов. Допустим, человеку надо оплатить багаж или какой-то сбор. Да просто пообедать в пути - скромно, но со вкусом, для этого пособия должно хватить. Суточные, которые выдаются обычным командировочным, зачастую меньше. Так что, как полагают правительственные эксперты, сумма пособия адекватна.

Дорогу заключенному оплатят отдельно. Плюс у него могут быть и средства, заработанные в тюрьме, если он трудился. Всего, по данным минюста, для помощи осужденным, освободившимся из мест лишения свободы, в прошлом году выделено 187,3 миллиона рублей на выплату единовременных денежных пособий при освобождении и 157,6 миллиона рублей - на обеспечение проезда к месту постоянного проживания после освобождения. Так что сотни в кармане одного человека в государственном масштабе превращаются в миллионы: ежегодно из зон освобождаются около 300 тысяч человек.

- Существует серьезная проблема постпенитенциарной адаптации освобождающихся осужденных, - считают в минюсте. - Имеющиеся в субъектах Российской Федерации центры социальной реабилитации, социальные приюты не могут охватить своим воздействием всех нуждающихся в социальной помощи.

Поэтому сейчас планируется развивать программы помощи бывшим арестантам, чтобы помочь им встроиться в нормальную жизнь. Как не раз подчеркивал глава минюста, такие программы прежде всего нужны для безопасности общества, речь не столько о милосердии, сколько о прагматизме. Среди бывших осужденных, которые получили помощь в центрах социальной реабилитации, уровень рецидива составляет 3,5-4 процента. Для сравнения, обычно, по словам экспертов, рецидив составляет примерно 30 процентов. То есть фактически каждый третий арестант после освобождения вновь идет на преступление.

Сейчас в стране действует более 200 центров социальной адаптации для бывших арестантов. Минюст предлагает расширять сеть таких неказенных домов. А для тех заключенных, чей срок заканчивается, планируется вводить специальные тренинги, как жить на воле. По словам представителей тюремного ведомства, на тренингах осужденные будут получать широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни. Для некоторых категорий осужденных, кто хорошо себя зарекомендовал, возможно, введут особые поощрения: людям смягчат режим, переведут в колонию-поселение "с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства" (цитата из программы минюста).

Важный момент: среди правоведов также обсуждается вопрос, что кроме социальных программ для арестантов нужны и программы помощи потерпевшим, а также людям, попавшим в трудную ситуацию.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 894 г. Москва "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 800"

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5630 (254) http://www.rg.ru/2011/11/11/komment.html

← назад