11. Административное право

 
 
(Опубликовано: 16.10.2014г)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответ: гражданин РФ не несет ответственности за то, что не проживает по месту жительства либо отсутствует по месту пребывания, однако, он может быть привлечен к административной ответственности за проживание по месту пребывания или по месту жительства без соответствующей регистрации.

В соответствии с ч.2 ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Ответственность за непроживание гражданина РФ по месту регистрации законом не предусмотрена. Однако, если гражданин не проживает по месту регистрации, это, как правило, означает, что у него есть иное место жительства или пребывания. А за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без соответствующей регистрации ст. 19.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

 
 
 

ВОПРОС: Человек имеет вид на жительство. Пришло разрешение на получение гражданства, но человек находится за пределами РФ (в отпуске). Нужно ли человеку срочно возвращаться или можно получить гражданство позднее?

ОТВЕТ: Статья 41.7 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 12.11.2012) "О гражданстве Российской Федерации" определяет порядок принятия решения по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации, а также дату приобретения гражданства Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч.1 указанной статьи решение о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации принимается территориальным органом и оформляется в письменном виде с указанием оснований принятия такого решения.
Ч.2 определяет, что гражданство Российской Федерации приобретается:
а) в соответствии со статьей 41.2 настоящего Федерального закона - со дня первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации;
б) в соответствии с частью первой статьи 41.3 настоящего Федерального закона - со дня принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации.

Таким образом, с сообщением о принятии в гражданство человеку необходимо ознакомиться в течение одного месяца, но никаких санкций за пропуск этого срока в действующем законодательстве не имеется.
Указанную информацию подтверждают в УФМС России по Свердловской области (адрес в сети Интернет: http://ufms-ural.ru/contacts/, тел. 8 (343) 216-85-78, 216-85-79, 216-79-96).

 

ВОПРОС: Является паспорт СССР образца 1974 г. в настоящее время действующим удостоверением личности, если гражданин по каким-то причинам не хочет его менять?

ОТВЕТ: паспорт гражданина СССР образца 1974 года является удостоверением личности, но не является удостоверением личности гражданина Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Кроме того, на основании ст.7 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:
- паспорт;
- дипломатический паспорт;
- служебный паспорт;
- паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Нам не известны иные нормативно-правовые акты, в которых бы паспорт гражданина СССР образца 1974 года был указан как документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства паспорт СССР образца 1974 года не является документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, но может быть признан документом, удостоверяющим личность.
Соответственно, если человек, по каким-либо причинам не желает менять паспорт образца 1974г. на паспорт гражданина РФ, то он должен быть готов к тому, что не сможет реализовать ряд прав, которые принадлежат гражданину Российской Федерации.

 

ВОПРОС: Если у гражданина на руках паспорт СССР с пропиской на 6 февраля 1992 года, надо ли ему для получения паспорта РФ получать справку из паспортного стола о регистрации или архивную справку Ф-9, ведь в паспорте отметка стоит?

ОТВЕТ: Формально, сотрудник УФМС имеет право требовать документы, подтверждающие факт проживания на 06.02.1992г. на территории России.

В настоящее время выдача паспортов гражданам РФ регулируется Положением о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 828 (далее по тексту – Положение о паспорте гражданина РФ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о паспорте гражданина РФ паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.11 Положения о паспорте гражданина РФ для получения паспорта гражданин представляет:
- заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой;
- свидетельство о рождении;
- две личные фотографии размером 35 x 45 мм.

В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.

При необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

В соответствии с п.34.4 Приказа ФМС РФ от 07.12.2009 N 339 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.02.2010 N 16411) для получения паспорта гражданина РФ лицо должно предоставить, кроме прочего, документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325).

Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
В силу пункта "а" статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно статье 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Следовательно, паспорт обязаны выдать при условии предоставления гражданином полного пакета документов:
заявление по установленной форме;
свидетельство о рождении;
две личные фотографии размером 35 x 45 мм,
документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству РФ.

Таким образом, для человека при обращении за получением паспорта гражданина РФ существует необходимость подтверждения факта проживания на 06.02.1992г. на территории России. В соответствии с п.6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 21.05.2012), формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой. Таким образом, факт проживания на 06.02.1992г. на территории России необходимо подтверждать соответствующими документами.
В случае наличия штампа о регистрации в паспорте советского образца, формально, работник паспортного стола имеет право требовать указанные справки с целью подтверждения факта проживания на территории России на 06.02.1992г.
В случае, если предоставление указанных справок невозможно, то заинтересованное лицо может обратиться в УФМС за предоставлением паспорта гражданина РФ, предоставив, кроме прочих документов, паспорт гражданина СССР со штампом о регистрации. В случае, если УФМС откажет в выдаче паспорта гражданина РФ (отказ должен быть обязательно в письменной форме), то заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно, факта проживания на территории России на 06.02.1992г. Паспорт гражданина СССР в указанном случае в суде будет надлежащим доказательством.

 

ВОПРОС: Можно ли лицу без гражданства (утратил гражданство Казахстана в 2010 году) 1949 года рождения, не имеющему никаких родственников, не имеющему регистрации по месту жительства, получить гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке?

ОТВЕТ: Нет.
Одним из оснований приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с п. «б» ч.1 ст.14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если указанные граждане и лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Таким образом, с учетом того, что лицо имело гражданство Казахстана, прием в гражданство РФ в упрощенном порядке не представляется возможным.

 

ВОПРОС: после освобождения из мест лишения свободы мужчина узнал о том, что он снят с регистрационного учета по месту жительства, где был ранее зарегистрирован до лишения свободы?

ОТВЕТ: вероятнее всего, снятие с регистрационного учета по месту жительства является незаконным.

Важным обстоятельством является то, что снятие с регистрационного учета может быть осуществлено только на основании вступившего в законную силу решения суда.

Ранее указанный спорный вопрос уже был рассмотрен Конституционным Судом РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П "По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука" положения части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР, допускающие лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, признаны не соответствующими статьям 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а положение пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР - также статьям 19, 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением.

В настоящее время в соответствии со ст.71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Судебная практика придерживается схожей позиции. Так, в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.

Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

Таким образом, при лишении свободы человек может быть снят с регистрационного учета только временно. При возвращении из мест лишения свободы он сохраняет право пользования жилым помещением и должен быть зарегистрирован в жилом помещении, в котором он был зарегистрирован ранее.

 

ВОПРОС: можно ли зарегистрироваться по месту жительства через Интернет?

ОТВЕТ: возможно через Интернет, в том числе через Единый портал государственных услуг.

В соответствии с изменениями в Правилах регистрации граждан России по месту пребывания и жительства, внесенными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 885.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

С 1 января 2011 г. заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал. Вместе с заявлением о регистрации по месту жительства представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласия на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

 

ВОПРОС: должен ли получать паспорт гражданина РФ недееспособный несовершеннолетний гражданин?

ОТВЕТ: да, причем на граждан, которые в установленном порядке признаны недееспособными, документы на получение паспортов представляются их законными представителями.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (п. 1 ст. 29 ГК РФ). Над ним устанавливается опека.

Поскольку п. 1 ст. 29 ГК РФ не содержит ограничений относительно возраста гражданина, которого можно признать недееспособным, несовершеннолетний от 14 до 18 лет, страдающий психическим расстройством, может быть признан судом недееспособным (в том объеме дееспособности, которым он наделен в соответствии со ст. 26 ГК РФ).

Согласно п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828) паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Для получения паспорта гражданин представляет документы, перечисленные в п. 8 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФМС России от 07.12.2009 N 339.

В силу абз. 1 п. 62 Административного регламента на граждан, которые в установленном порядке признаны недееспособными, документы на получение или замену паспортов представляются их законными представителями.

В необходимых случаях для приема документов от граждан, признанных недееспособными, по просьбе законных представителей осуществляется выход (выезд) сотрудника, ответственного за прием документов, к месту жительства, месту пребывания или фактического проживания заявителя (абз. 3 п. 62 Административного регламента).

Для вручения паспорта гражданам, признанным недееспособными, по просьбе законных представителей осуществляется выход (выезд) руководителя к месту жительства, месту пребывания или фактического проживания заявителя (абз. 4 п. 62 Административного регламента).

При получении паспортов законные представители недееспособных граждан проставляют свою подпись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П. В графе "Служебные отметки" в этом случае производится соответствующая запись и указываются сведения о личности получателей и данные их паспорта. Над подстрочной чертой реквизита "Личная подпись" паспорта делается прочерк (абз. 5 п. 62 Административного регламента).

 

ВОПРОС: человек с 1994 года живет без паспорта гражданина Российской Федерации (паспорт был утерян). При обращении в Управление ФМС России с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации было составлено заключение об отсутствии у гражданина гражданства Российской Федерации. Можно ли обжаловать указанное заключение?

ОТВЕТ: обжалование возможно в судебном порядке.

При выдаче паспорта гражданина РФ Федеральная миграционная служба руководствуется, кроме прочего, Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 07.12.2009 N 339 (с изм. и доп.) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.02.2010 N 16411).

В соответствии с п.142 указанного регламента заявители вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги.

 

ВОПРОС: может ли гражданин Республики Казахстан, имеющий сестру, которая является гражданином Российской Федерации, получить гражданство Российской Федерации в упрощенном (регистрационном) порядке?

ОТВЕТ: возможно, на основании Соглашения от 26.02.1999 "Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства", ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 02.01.2000 N 18-ФЗ и вступившего в законную силу для Российской Федерации 4 ноября 2000 года.

Как видно из названия документа, он подписан и ратифицирован и Республикой Казахстан, и Российской Федерацией.

В соответствии с п.1 ст.1 указанного Соглашения каждая Сторона предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:

а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;

б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.

Таким образом, получить гражданство Российской Федерации гражданин Республики Казахстан сможет, опираясь на нормы указанного выше международного соглашения, в упрощенном (регистрационном) порядке в случае, если сестра указанного гражданина постоянно проживает на территории Российской Федерации и является гражданкой Российской Федерации.

 

ВОПРОС: если в паспорте сделана не предусмотренная законом отметка (например, отметка о пересечении границы с Украиной), могут ли признать паспорт недействительным?

ОТВЕТ: да, паспорт является недействительным, идентификация лица по указанному паспорту невозможна.

Нормами п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 27.05.2011) установлен исчерпывающий перечень отметок, подлежащих внесению в паспорт. Отметка о прохождении государственной границы Украины среди них не указана.

Согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина РФ запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные этим Положением. В противном случае данный документ становится недействительным (п. 6 Положения о паспорте гражданина РФ). Процедура признания паспорта гражданина РФ недействительным законодательством не определена и не регулируется ни Положением о паспорте гражданина РФ, ни иными нормативно-правовыми актами.

В то же время согласно п. 12 названного Положения замена паспорта производится, в частности, при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в нем записей.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации паспорт с отметкой, не предусмотренной законом, является недействительным и подлежит замене.

Правоприменительная практика подтверждает эту позицию (например, Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1510-О-О).

 

ВОПРОС: Человек с 1994 года живет без паспорта гражданина Российской Федерации (паспорт был утерян). При обращении в Управление ФМС России с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации было составлено заключение об отсутствии у гражданина гражданства Российской Федерации. Можно ли обжаловать указанное заключение?

ОТВЕТ: Обжалование возможно в судебном порядке.

При выдаче паспорта гражданина РФ Федеральная миграционная служба руководствуется, кроме прочего, Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 07.12.2009 N 339 (с изм. и доп.) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.02.2010 N 16411).

В соответствии с п.142 указанного регламента заявители вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги.

 

ВОПРОС: После освобождения из мест лишения свободы гражданин узнал о том, что он снят с регистрационного учета по месту жительства, где был ранее зарегистрирован до лишения свободы?

ОТВЕТ: вероятнее всего, снятие с регистрационного учета по месту жительства является незаконным. Важным обстоятельством является то, что снятие с регистрационного учета может быть осуществлено только на основании вступившего в законную силу решения суда.

Ранее указанный спорный вопрос уже был рассмотрен Конституционным Судом РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П "По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука" положения части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР, допускающие лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, признаны не соответствующими статьям 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а положение пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР - также статьям 19, 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением.

В настоящее время в соответствии со ст.71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Судебная практика придерживается схожей позиции. Так, в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.

Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

Таким образом, при лишении свободы человек может быть снят с регистрационного учета только временно. При возвращении из мест лишения свободы он сохраняет право пользования жилым помещением и должен быть зарегистрирован в жилом помещении, в котором он был зарегистрирован ранее.

 

ВОПРОС: Может ли гражданин Республики Казахстан, имеющий сестру, которая является гражданином Российской Федерации, получить гражданство Российской Федерации в упрощенном (регистрационном) порядке?

ОТВЕТ: возможно, на основании Соглашения от 26.02.1999 "Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства", ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 02.01.2000 N 18-ФЗ и вступившего в законную силу для Российской Федерации 4 ноября 2000 года. Как видно из названия документа, он подписан и ратифицирован и Республикой Казахстан, и Российской Федерацией.

В соответствии с п.1 ст.1 указанного Соглашения каждая Сторона предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:

а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;

б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.

Таким образом, получить гражданство Российской Федерации гражданин Республики Казахстан сможет, опираясь на нормы указанного выше международного соглашения, в упрощенном (регистрационном) порядке в случае, если сестра указанного гражданина постоянно проживает на территории Российской Федерации и является гражданкой Российской Федерации.

 

ВОПРОС: Утерян паспорт. Что делать?

ОТВЕТ: незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы и восстанавливать паспорт.

В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828 (ред.от 28.03.2008), паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.

На основании п.17 указанного Положения гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы.

До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Федеральной миграционной службы временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Федеральной миграционной службой.

В соответствии с п.11 указанного выше Положения для получения паспорта гражданин представляет:

заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой;

свидетельство о рождении;

две личные фотографии размером 35 x45 мм.

В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.

При необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Так, на сайте Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области в сети Интернет указано следующее.

При утрате (хищении) паспорта гражданин обращается с заявлением в орган внутренних дел Российской Федерации и предоставляет в подразделение УФМС:
талон – уведомление о регистрации сообщения о происшествии;
письменное заявление, в котором указывается, где, когда, при каких обстоятельствах был утрачен (похищен) паспорт;
заявление о выдаче (замене) паспорта по форме 1П;
выписку, подтверждающую регистрацию по месту жительства;
четыре личных фотографии в черно-белом либо цветном изображении размером 35×45 мм;
квитанцию об оплате государственной пошлины.

Дополнительно для установления личности предоставляются имеющиеся у гражданина документы:
свидетельство о рождении;
военный, профсоюзный, охотничий билеты;
паспорт, удостоверяющий личность гражданина за пределами Российской Федерации;
справка об освобождении из мест лишения свободы;
пенсионное, водительское или иные удостоверения.

Для проставления отметок в паспорте предоставляются следующие документы: военный билет, свидетельства о рождении детей до 14 лет, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака.

В соответствии с пп.«18» п.1 ст.333.33 НК РФ (часть вторая) государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в негодность составляет 500 рублей.

Таким образом, при утрате паспорта гражданин должен обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы, имеет право просить выдать ему временное удостоверение личности. Для получения паспорта должен предоставить указанные выше документы, а также квитанцию об уплате госпошлины, которая в настоящее время составляет 500 рублей.

Обязательными документами являются заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой; свидетельство о рождении; две личные фотографии размером 35 x45 мм; квитанция об оплате государственной пошлины.

Если гражданин желает внесения иных сведений в паспорт (например, регистрацию по месту жительства, сведения о детях, не достигших возраста 14 лет, о заключении и расторжении брака), то он предоставляет дополнительно документы (соответственно, выписку, подтверждающую регистрацию по месту жительства; свидетельства о рождении детей до 14 лет; свидетельства о заключении или расторжении брака).

Ответ дан с использованием информации, размещенной на официальном сайте Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области в сети Интернет: http://www.ufms-ural.ru/samples/?item=83&catalog=15.

 

ВОПРОС: Каким образом при отсутствии свидетельства о рождении восстановить паспорт?

ОТВЕТ: Для оформления паспорта взамен утраченного необходимо предоставить кроме прочего свидетельство о рождении. В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта. При необходимости, для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 (ред. от 28.03.2008).

Вы можете затребовать дубликат свидетельства о рождении в органах ЗАГС, где было выдано указанное свидетельство.

В случае отсутствия архивных сведений в органах ЗАГС либо невозможности предоставления указанных сведений (у Вас может быть справка органа ЗАГС, которая об этом свидетельствует), Вы имеет право обратиться в суд с требованием установления факта регистрации рождения в соответствии с гл. 28 ГПК РФ либо, на основании п. 11 указанного выше Положения, предоставить иные документы, подтверждающие сведения, необходимые для получения паспорта (см.образец заявления об установлении факта регистрации рождения в приложении №11).

 

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!

Регистрация лиц по месту пребывания по адресу учреждений соц.обслуживания, в том числе регистрация лиц, не имеющих паспорта.

В настоящее время действуют Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 8 сентября2010 г. N 688 (опубликованы 14 сентября 2010г., вступили в силу «22» сентября 2010г.).

В соответствии с указанными изменениями п.24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля1995 г. N 713 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939), дополнен абзацем следующего содержания:

"Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания. Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства."

Таким образом, это означает, что лицо может быть зарегистрировано по месту пребывания по адресу учреждений соц.обслуживания. Причем указанная регистрация осуществляется на основании соответствующего заявления и документа, удостоверяющего личность (паспорта). Если паспорта нет, для получения свидетельства о регистрации по месту пребывания нужно подать только заявление.

 

ВОПРОСEдиноличным собственником квартиры является дочь. Дочь желает зарегистрировать по месту жительства в своей квартире свою мать, но имеется задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за несколько месяцев. В паспортном столе отказывают регистрировать мать до тех пор, пока не будет полностью погашена указанная задолженность. Законно ли это? 
(Опубликовано: 16.10.2014г)

ОТВЕТ:  незаконно.

В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Правоотношения по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.12.2013) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 15.08.2014) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

В Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что регистрация носит уведомительный характер, за исключением случаев, когда разрешительный характер регистрации прямо предусмотрен законом.

Ст.8 указанного Закона РФ содержит положение о том, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

На основании п.16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

 

Таким образом, отказ в регистрации по месту жительства (пребывания) по причине наличия задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг является незаконным.