Наши подопечные

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ (смотреть)

Деятельность Социально ориентированной Ассоциации "Бюро помощи гражданам" была бы невозможна без помощи со стороны коммерческих и государственных предприятий, которые с пониманием отнеслись к нашей просьбе и согласились предоставить рабочие места для подопечных нашей организации. 

 

В предоставленных нашей организацией местах проживания находятся люди всех возрастов, которые оказались на обочине жизни по тем или иным причинам.

Это и человек пожилого возраста, обманутый мошенниками, это и парень, вернувшийся из мест лишения свободы, обманутый своими родственниками, это и несовершеннолетний мальчишка, сбежавший от пьяных родителей, это и детдомовский пацан, покинувший детский дом из-за беспредела своих сверстников и унижений со стороны воспитателей... Люди, находящиеся здесь, с разбитыми судьбами и разными характерами, но их объединяет одно: все они хотят благополучия и спокойствия в своей нелегкой жизни. Все они хотят уверенности в завтрашнем дне и надеются, что государство протянет им руку помощи и обратит внимание на проблему бездомных людей.

 

Продолжительное наблюдение за бездомными, обращающимися за помощью и поддержкой в СОА «Бюро помощи гражданам», позволяет сделать вывод о том, что большая часть бездомных, в том числе лиц, освободившихся из мест лишения свободы, «оседают» в крупных городах нашей области, преимущественно в городе Екатеринбурге.

Всего за период с мая 2004г. по декабрь 2016г. за помощью в нашу организацию обратились 5537 человек.

Ряды бездомных пополняют инвалиды, лица, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, но большую часть лиц без определенного места жительства и занятий составляют люди, освободившиеся из мест лишения свободы и утратившие способность жить в обществе, быть социально полезными.

Во время оказания помощи социально незащищенным категориям граждан, в том числе бездомным, проведено исследование методом анкетирования, в результате которого был составлен «социальный портрет лица, обратившегося за помощью».

 

Если давать характеристику бездомным по половому признаку, то следует отметить, что количество мужчин среди бездомных граждан значительно превышает количество женщин.

Причин такого гендерного соотношения, по нашему мнению, несколько:

большинство центров помощи бездомнымрассчитано на временное проживание мужчин, поэтому женщина чувствует себя некомфортно, сомневается в безопасности пребывания в указанных центрах, а потому неохотно обращается за помощью;

женщина, как хранительница очага, в любой жизненной ситуации имеет большую привязанность к дому, ответственность за будущее своих детей и близких, а потому реже оказывается в состоянии бездомности.

Определенное количество бездомных женщин, обратившихся к нам за помощью, связано с тем, что:

1. Налажено взаимодействие и ведется активная работа с исправительными учреждениями, в которых отбывают наказание женщины. В результате чего, после освобождения из мест лишения свободы женщины, вопрос жизнеустройства которых не решен, направляются в социальные общежития нашей организации;

2. Решен вопрос с организацией отдельных комнат с местами для проживания женщин, организованы рабочие места для их трудоустройства на предприятиях сторонних организаций. (Трудоустройство женщин на работу – очень болезненный вопрос, который требует индивидуального подхода и нашей смекалки, чтобы убедить работодателя).

 

Следующий показатель – это возраст граждан обратившихся за помощью.  Возраст самый различный: от 18 лет до пенсионного возраста. Как видно из представленной диаграммы, более 70% бездомных, обратившихся за помощью, –это люди трудоспособного возраста от 18 до 45 лет, которые хотят и могут быть полезными нашему обществу.

 

 

 

 

Гражданство Российской Федерации имеют большинство бездомных. Лица без гражданства составляют меньшую часть из этой категории граждан.

Как правило, причиной отсутствия гражданства является правовая ситуация, юридический статус граждан СССР, который связан с распадом Союза,отсутствием доказательств проживания на территории России на 06 февраля 1992 года (то есть на дату вступления в законную силу Закона РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации») и несвоевременным оформлением гражданства Российской Федерации.

Имеются и иные причины отсутствия гражданства.

Участились случаи обращения в нашу организацию граждан бывшего СССР, у которых отсутствует гражданство того или иного государства в связи с особенностями законодательства стран бывшего СССР.

Такие ситуации нередко возникают с гражданами Казахстана.

Напримермужчина, имеющий национальность «русский», родился в СССР на территории Казахстана, получил паспорт гражданина СССР, после 02.06.1992 года жил периодически в Казахстане, то у родственников в России, но не озаботился получением паспорта гражданина Российской Федерации. Так вышло, что в 90-ых годах он получил паспорт гражданина Казахстана и почти сразу его потерял. После этого, совершив преступление, мужчина был осужден в России и отбывал длительное наказание в местах лишения свободы в России. После освобождения из мест лишения свободы пытался восстановить паспорт, но в казахстанских органах власти паспорт не выдают, так как гражданин через три года утратил гражданство Казахстана, а российские органы власти также не выдают паспорт, так как нет подтверждения гражданства Российской Федерации.

Действительно, по законодательству Казахстана гражданин может утратить гражданствоэтой страны. В соответствии со статьей 21 Закона Республики Казахстан "О гражданстве Республики Казахстан" гражданство утрачивается, если гражданин, постоянно проживающий за пределами Республики Казахстан, не встал на консульский учет без уважительных причин в течение 3 лет.

Естественно, отбывая наказание в виде лишения свободы часто сроком более пяти лет, не зная особенностей казахстанского законодательства, человек не встаёт вовремя на консульский учет. Следовательно, автоматически утрачивает гражданство страны.

С восстановлением документов для такой категории граждан возникают определённые трудности, но юристы нашей организации совместно с УФМС России по Кировскому району г. Екатеринбурга, нередко помогая человеку обращаться в суд, решают этот вопрос положительно.

6,9 % составляют граждане стран СНГ. Многие из них передвигаются по странам бывшего Советского Союза в поисках работы, а Свердловская область, и особенно, столица Урала – город Екатеринбург, как раз тот населенный пункт, где можно без труда найти себе работу.

В большом городе таких людей довольно часто обворовывают, они остаются без денег, без документов и не имеют возможности вернуться домой.

В 2014 году было увеличение граждан СНГ, обратившихся за помощью, связано с событиями на Украине. Люди, бегущие от военных действий, пополнили ряды граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.  

 

Немалая часть подопечных имеют среднее образование – 33,5 %профессиональную подготовку: средне-специальное (профессиональное) образование –36,2% обратившихся, высшее (либо неоконченное высшее образование) – 6,5%.

 

 

 

 

Следует отметить, что при обращении подавляющее большинство бездомных (91,3%) являются трудоспособными и готовы работатьи зарабатывать на хлеб насущный своим трудом.

 

 

 

 

Одним из наиболее показательных критериев, характеризующих бездомного, является наличие судимости.

Судимость является социальным клеймом, препятствующим поддержанию бездомным каких-либо связей со своими родственниками. Они не хотят принимать у себя «уголовника, бездомного» и отказывают человеку даже во временном приюте. Немаловажную роль играют недружелюбные отношения: конфликт в семье (например, расторжение брака), вредные привычки, такие как алкогольная, наркотическая зависимость и др.

Как видно из представленной диаграммы основная масса обратившихся за помощью в нашу организацию – люди, ранее судимые, – 3676 человек (66,4%).

Людям, вернувшимся из мест лишения свободы, приходится преодолевать  многочисленные препятствия, как внутренние (субъективные), которые связаны с вхождением в новую микросреду: в семью, трудовой коллектив, ближайшее окружение, так и внешние (объективные) – это потребность в жилье, пище, одежде, трудоустройстве и так далее.

 

Отсутствие у бездомного документов, удостоверяющих личность (паспорта), становится одной из наиболее актуальных причин, препятствующей его возвращению в социум.

Как показывает практика, немалое число обратившихся в нашу организацию не имеют паспортов и вообще каких-либо документов. Отсутствие документов в целом, и паспортов, в частности, приводит к фактической и юридической невозможности трудоустройства, получению материальной и социальной помощи, получению медицинских услуг и т.д. и т.п.

 

 

Большая часть бездомных, обратившись в нашу организацию, желают пройти процесс ресоциализации и вновь вернуться в общество его полноправными членами. 

Бездомные, как правило, стремятся в крупные города и, в большинстве своем, не желают ни жить, ни работать в сельской местности.

 

Таким образом, среднестатистический социальный портрет лица, который обратился за помощью – это мужчина трудоспособного возраста, гражданин Российской Федерации, как правило, имеющий какое-либо профессиональное образование, у него есть родственники, но он не поддерживает с ними отношения, так как имеет судимость или есть конфликт в семье.

Большая часть свердловских бездомных не имеют документов, предпочитают проживать в городской местности, желают ресоциализироваться и стать полноправными членами общества, но самостоятельно не могут преодолеть причины, ставшие основанием приобретения ими статуса бездомного. Наличие судимости у бездомного, а нередко и нескольких еще более усложняет его шансы на возвращение в общество. Следовательно, граждане, освободившиеся из мест лишения свободы и не имеющие определенности в своем будущем, не подготовленные к реалиям жизни после отбытия наказания в исправительном учреждении, находятся в группе риска и являются наиболее уязвимой категорией граждан – претендентами на пополнение рядов уличных бездомных.

Пытаясь решить свои проблемы, бездомные граждане все чаще обращаются за помощью в некоммерческие и общественные организации.